Нурсултан Назарбаев взялся избавить страну от мздоимцев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Казахстане набирает обороты кампания по борьбе с коррупцией. В ближайшие дни в республике будет обнародован черный список злостных нарушителей закона, которых на государственную службу больше не примут. По мнению экспертов, в стране может появиться новый фильтр для нейтрализации неугодных чиновников.
Проблема коррупции в Казахстане обсуждается буквально на всех уровнях. В конце минувшей недели в президентской резиденции «Акорда» состоялось заседание комиссии по борьбе с коррупцией. Госсекретарь Казахстана Канат Саудабаев, в частности, отметил, что нынешний год, когда отмечается 20-летие независимости страны, «должен стать годом дальнейшего усиления защиты прав и свобод граждан, в том числе и защиты от коррупции». Для достижения цели комиссия рекомендовала правительству и соответствующим государственным органам «принять надлежащие меры по осуществлению новой отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011–2015 годы и исполнению поручений главы государства по усилению борьбы с этим негативным явлением».
Не успело прозвучать предложение, как со стороны Генеральной прокуратуры поступила информация о скором появлении так называемого черного списка государственных служащих, в который будут включены бюрократы, проштрафившиеся на чем-либо. По словам заместителя генерального прокурора Казахстана Иоганна Меркеля, «наличие такого списка позволит исключить прием на работу лиц, которые себя дискредитировали». По мнению экспертов, речь идет о своего рода профессиональной люстрации, которая сведется к ограничению прав некоторых лиц на занятие государственных должностей.
Идея для Казахстана не новая. Ранее налоговая служба республики опробовала этот ход и в электронных СМИ предъявила общественности и властям список злостных неплательщиков, среди которых оказалось немало высокопоставленных чиновников и их родственников. Результат не заставил себя долго ждать. Буквально в течение месяца многие погасили свои задолженности. Но случались и курьезы, когда в список ошибочно попадали граждане, у которых отсутствовали задолженности или были минимальными. В их числе оказался экс-председатель национального фонда благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», ныне министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. Впоследствии перед ним публично извинились.
«В целом идея хорошая, она была с успехом применена в некоторых странах мира», – считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Главное, по его мнению, чтобы черный список пополнялся именно коррупционерами, а не козлами отпущения. «В противном случае в стране может появиться новый фильтр для нейтрализации неугодных чиновников, которых достаточно внести в этот список», – сказал он «НГ». При этом Сатпаев считает, что провинность, по которой был уволен тот или иной чиновник, следует описать конкретно. Скорее всего в большинстве случаев речь будет идти о совершении коррупционного правонарушения, доказанного судом, без срока давности.
«Если параллельно с черным списком будет не на словах, а на деле работать законодательство о государственной службе, где уже введено понятие «конфликт интересов» – то есть запрет на трудоустройство чиновников в подконтрольных сферах, то, возможно, определенные позитивные результаты будут получены», – полагает Сатпаев. По крайней мере чиновникам придется десять раз подумать о соблазне мздоимства, взвесив все «за» и «против». Но, с другой стороны, все эти инициативы, по сути, являются борьбой не с причиной, а с их следствием. По мнению Сатпаева, необходимо усилить работу по искоренению самого коррупционного сознания, иначе может лишь повыситься коррупционная плата за риск. «Какой смысл снова возвращаться на государственную службу, если с одного удачно проведенного крупного тендера можно снять деньги на безбедную жизнь и открытие собственного бизнеса?!» – сказал «НГ» Сатпаев.
Такого же мнения придерживается депутат парламента Казахстана Ирак Елекеев. Он уверен, что основной задачей является не привлечение к уголовной ответственности, а предупреждение коррупции – «создание таких превентивных мер, чтобы у чиновников и помысла не было нарушать законы». «Если бы парламент и его депутаты были принципиальными, то не отбывали бы в местах лишения свободы наши министры, а сколько заместителей министров находятся в местах не столь отдаленных? Если бы мы были принципиальными, то некоторые бывшие акимы страны не находились бы за рубежом с толстым кошельком. Если бы мы были принципиальными, мы бы сказали: «Эй, уважаемый министр, на каком основании вы открыли банк на имя своего сына, откуда деньги брали?» Но чтобы так говорить, мы должны быть сами примером для всех», – заявил Елекеев в ходе пленарного заседания Мажилиса (нижняя палата парламента) Казахстана. Он предложил распустить парламент из-за его бездействия в борьбе с коррупцией в стране. По его мнению, именно парламентарии «должны быть пожарной командой, когда дело касается увода миллиардов долларов из бюджета».