Для реализации железнодорожного проекта Баку–Тбилиси–Карс (БТК) Азербайджан выделит Грузии дополнительно 575 млн. долл. в качестве долгосрочного кредита. Это решение было принято в ходе состоявшегося в конце прошлой недели визита в Баку министра регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамаза Николаишвили и его встреч с президентом Ильхамом Алиевым, а также министрами транспорта и финансов Азербайджана.
По сообщению Министерства транспорта Азербайджана, в Баку глава ведомства Зия Мамедов и министр регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамаз Николашвили подписали протокол о дополнениях и изменениях в азербайджано-грузинское Межправительственное соглашение о принципах и условиях финансирования грузинского участка дороги Баку–Тбилиси–Карс. Речь идет об участке железной дороги от населенного пункта Марабда, что недалеко от грузинской столицы и от турецкой границы.
Согласно протоколу, государственный кредит Азербайджана, предоставляемый Грузии через банк-агент (Международный банк Азербайджана), увеличен до 775 млн. долл. Кредит поделен на два транша: 200 млн. долл. сроком на 20 лет по годовой ставке 1% и 575 млн. долл. – на 25 лет по ставке 5%. Первый транш был обеспечен еще в 2007 году. Стороны также договорились создать совместное предприятие для осуществления грузовых перевозок на грузинском участке БТК.
«Средства, которые предоставляет Азербайджан, будут направлены на работы, ведущиеся в рамках строительства железнодорожной магистрали, – на сооружение новых станций, а также соответствующих инфраструктурных объектов», – заявил Рамаз Николаишвили, подводя итоги своего визита в Баку. По его словам, нынешний кредит не является государственным долгом, а будет возвращен с прибыли после реализации проекта, когда железная дорога заработает.
Как уже писала «НГ», строительство БТК осуществляется по международному соглашению между Грузией, Азербайджаном и Турцией. Новая железнодорожная магистраль будет способствовать увеличению грузооборота и быстрому транспортированию грузов из Азии в Европу. В рамках проекта БТК планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали. 76 километров пройдет по территории Турции и 29 километров – Грузии.
Кроме того, в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки–Марабда–Тбилиси для того, чтобы повысить пропускную способность до 15 тыс. тонн грузов в год. В Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую. Первоначально общая стоимость проекта оценивалась в 422 млн. долл., а с учетом сопутствующей инфраструктуры – в 600 млн. долл. Однако, по всей видимости, в связи с ростом цен на строительные материалы этот показатель тоже претерпит изменение. Ввод железной дороги в эксплуатацию намечен на первую половину 2012 года. «Несмотря на согласованные сроки реализации проекта, стороны работают над тем, чтобы ускорить процесс и завершить большую часть работ до конца 2011 года», – заявил журналистам министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов.
Стремление Баку ускорить этот процесс легко объяснимо. Во-первых, перспектива пропускать через свою территорию ежегодно более 15 тыс. тонн груза из Европы в Китай и далее в Японию сулит многомиллионную прибыль. Во-вторых, реализация проекта вписывается в рамки лоббируемого Европой проекта транспортно-энергетического коридора Восток–Запад, в котором Азербайджану отводится одна из ведущих ролей. Именно по этой причине Баку охотно направляет деньги из Нефтяного фонда страны на объединение железнодорожных систем Азербайджана с Грузией и Турцией. По мнению местных экспертов, реализация этого проекта по своей значимости сопоставима с успешными работами по строительству нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и Южно-Кавказского газопровода.
Следует заметить, что с вводом в строй железной дороги Баку–Тбилиси–Карс заметно возрастет и значимость морских перевозок в Каспийском море, и Баку уже сегодня готовится к этому. Он не только заказывает современные паромы для перевозки железнодорожных составов по Каспию, но и строит на своей территории современный судостроительный завод.
Баку