Депутаты Киргизии формулируют территориальные претензии к Узбекистану. Как стало известно «НГ», Ташкенту будет предъявлено требование свернуть добычу нефти и газа на спорных участках приграничной Баткенской области, вернуть месторождения Бишкеку, а заодно выплатить 5 млн. долл. за выкачанные в течение последних 20 лет углеводороды.
«Узбекистан должен выплатить 5 миллионов долларов за выкачанные за 20 лет нефть и газ с наших месторождений», – киргизские депутаты озаботились проблемой возвращения в собственность страны газонефтяных месторождений Баткенской области. Расположенные на спорных участках земли месторождения и оборудование исправно работают, однако весь добытый объем уже 20 лет достается не Бишкеку, а Ташкенту.
В советское время вся газовая отрасль региона строилась и эксплуатировалась объединением «Средазгазпром». Газовые объекты в Баткенской области Киргизской ССР эксплуатировались узбекскими подразделениями. После распада Союза они оказались на приграничном участке, на котором не завершена делимитация границы. Киргизско-узбекские переговоры результатов пока не дали. Спорная ситуация остается по сей день, и это вызывает раздражение у киргизских властей.
Очередную попытку вернуть «исконное народное имущество» готовы предпринять киргизские парламентарии. Узнав от гендиректора ОАО «Кыргызгаз» Тургунбека Кулмурзаева о том, что «Узбекистан из газовых месторождений Киргизии выкачал 2 миллиона кубометров голубого топлива», они приняли проект постановления «О возврате подземного газохранилища Северный Сох, газонефтяных месторождений Северный Сох и Чонгара–Галча, расположенных на территории Баткенской области и эксплуатируемых Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз», под юрисдикцию Киргизии». Наиболее импульсивные депутаты посчитали необходимым потребовать у Узбекистана компенсацию за уже добытые энергоресурсы. Документально сумма пока не определена, однако депутат Эгемберди Эрматов предложил выставить счет в 5 млн. долл., не пояснив при этом, как сложилась данная цифра.
На быстрый успех киргизские власти не надеются. Вице-премьер-министр Шамиль Атаханов считает, что переговоры с узбекской стороной должны вестись «терпеливо, неагрессивно и доказательно». На случай, если переговоры не принесут успеха, парламентарии обозначили дополнительный способ. «Жители Баткенской области готовы пойти и силой захватить то, что им принадлежит по праву», – сообщил депутат Азамат Арапбаев.
В то, что традиционный киргизский способ «захвати собственность толпой, а затем докажи, что она действительно твоя» сработает в отношении Узбекистана, верится слабо. Президент Ислам Каримов при обострении ситуации не раз перебрасывал наиболее боеспособные войсковые соединения в район конфликта – наличие бронетехники и тысяч солдат быстро остужало горячие головы. Вряд ли в Киргизии этого не представляют. Поэтому можно выделить две главные причины, по которым депутаты вспомнили об углеводородных месторождениях на спорных территориях: во-первых, борьба депутатов за «исконное достояние» может быть удобной темой для самопиара менее чем за полгода до президентских выборов; во-вторых, страна реально нуждается в собственной нефте- и газодобыче – например, южные области Киргизии постоянно испытывают дефицит бензина и других нефтепродуктов. Так, цены на топливо за последний месяц выросли примерно в 1,5–2 раза, достигнув 60 сомов (40 руб.) за литр.
Нехватка ГСМ объясняется также контрабандным вывозом топлива в Узбекистан и Таджикистан – Киргизия в отличие от этих стран покупает российский бензин без пошлин. По данным источников «НГ», контрабандой ГСМ занимаются и одиночки, и тесно связанные с чиновниками криминальные структуры. В результате на данный момент под угрозой срыва оказалась не только посевная (часть дизтоплива вывезена за границу), но и сам режим беспошлинной торговли. Из-за невыполнения условий поставок, а российское топливо предназначено исключительно для внутренних нужд Киргизии, беспошлинный режим может быть отменен Москвой.
Бишкек