Самолеты США переходят на довольствие ЗАО «Газпромнефть - Аэро Кыргызстан».
Фото Reuters
На этой неделе должно заработать российско-киргизское совместное предприятие по поставкам топлива на бывшую американскую базу «Манас» (ныне Центр транзитных перевозок). Вчера соответствующее соглашение ратифицировал киргизский парламент.
Согласно документу, поставками керосина для американских транспортников и топливозаправщиков, используемых для снабжения американских войск в Афганистане, займется ЗАО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан». Киргизские власти надеются, что благодаря деятельности СП каждый год киргизская казна будет получать 23 млн. долл.
Ранее авиационным керосином американских летчиков снабжала американская компания Mina Corp. Ее деятельность обросла множеством слухов и скандалов. К примеру, нынешние киргизские власти утверждают, что благодаря существованию Mina Corp семейство бывшего президента страны Курманбека Бакиева получало миллионы долларов дохода. Представители компании это отрицают.
Наиболее значимый конфликт вокруг поставок топлива произошел год назад – в апреле 2010-го российские власти обратили внимание на то, что ГСМ, беспошлинно поставляемые в Киргизию и предназначенные исключительно для внутреннего потребления, перепродаются с хорошей наценкой. Главным потребителем российского топлива как раз и была американская военная база. Уличив киргизские власти в нарушении договоренности, российские ввели пошлину на экспорт ГСМ в эту центральноазиатскую страну. Стоимость бензина выросла примерно на 15%, что вызвало всплеск недовольства среди населения. Через неделю после введения пошлин режим Курманбека Бакиева пал. Ему на смену пришли бывшие оппозиционеры, провозгласившие одним из главных приоритетов полноценное и добрососедское сотрудничество с Россией.
Наведение порядка в поставках российского топлива дислоцированным на территории республики американским военным было одним из ключевых требований Кремля. Новые власти Киргизии не раз обещали устранить коррупционные схемы и посредников, а также допустить представителей «Газпрома» к поставкам.
Теперь, после ратификации соглашения, специально созданное СП «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» должно будет поставлять на базу «Манас» 50% от ее топливных потребностей, что составит около 150–160 тыс. литров авиационного керосина в год. По предварительным данным, доходы предприятия составят около 49 млн. долл. в год. Доли в СП распределились следующим образом – 51% акций и три места в совете директоров получила российская сторона, 49% – и два места соответственно – киргизская.
Впрочем, далеко не все депутаты приняли идею российско-киргизского СП на ура. Так, недовольство данной идеей высказал спикер киргизского парламента Ахматбек Кельдибеков: «Зачем вы дарите 51% акций компании России? – спросил он у представителей правительства. – Имея их, Россия будет получать в месяц около 3 миллионов долларов, это бюджет одной области Киргизии┘ Лучше было бы создать полностью киргизскую компанию и обязать ее покупать исключительно российское топливо».
Парламентарии подвергли критике и принцип формирования совета директоров. Глава партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев заметил, что «правительство поставило в неравные условия нашу страну и в совете директоров совместной компании. Из пяти ее членов только двое представляют Киргизию. Естественно, при принятии решений превалировать будет мнение российской стороны». Его коллега Равшан Жээнбеков подчеркнул, что киргизские государственные чиновники не должны входить в совет директоров компании «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан», поскольку «это ведет к коррупции».
На фоне неустойчивых отношений с Россией правительство Алмазбека Атамбаева решило критику проигнорировать. Создание российско-киргизского СП стало первым выполненным обещанием, данным ранее киргизскими властями Москве.
Бишкек