Власти Таджикистана в субботу официально объявили об уничтожении мятежного полевого командира Абдулло Рахимова, больше известного как Мулло Абдулло. Об этом сообщил начальник Главного штаба МВД РТ Тохир Норматов. В спецоперации принимали участие представители всех силовых ведомств республики, были задействованы тяжелая бронетехника и авиация. В результате операции 10 боевиков убито, понес потери и личный состав МВД Таджикистана.
В минувший четверг в СМИ просочилась информация о том, что в Раштской долине началась очередная спецоперация таджикских силовых ведомств против отряда мятежного полевого командира Мулло Абдулло. Однако чиновники всячески опровергали слухи о начале боевых действий и говорили о «плановых антитеррористических учениях с боевой стрельбой». Начальник пресс-центра Минобороны Таджикистана Фаридун Махмадалиев утверждал, что военные должны были отработать «элементы взаимодействия в условиях горно-пустынной пересеченной местности, показать выучку и мастерство, полученные в ходе зимних тренировок». Таджикская армия считается едва ли не самой боеспособной в регионе, прошедшей через гражданскую войну. Тем не менее в горах она уступает незаконным вооруженным формированиям. Поэтому некоторые сомнения в успехе против формирования Мулло Абдулло все-таки были, несмотря на подавляющий количественный и технический перевес.
Но уже в субботу скептики были посрамлены: силовики официально заявили об уничтожении незаконного бандформирования во главе с командиром Мулло Абдулло. Пресс-служба МВД в экстренном выпуске теленовостей раскрыла некоторые подробности. В частности, группа боевиков скрывалась в специально оборудованном лагере в высокогорной местности Рашского района. Подобраться к лагерю снизу не было никакой возможности. Именно поэтому была задействована авиация. Эксперты не исключают, что логистическую и техническую поддержку таджикским военным оказывали американские спецслужбы.
Мулло Абулло (он же Абулло Рахимов) во время гражданской войны 1992–1997 годов был полевым командиром вооруженных формирований Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), которая противостояла официальному Душанбе. После подписания мирного соглашения в июне 1997 года Мулло Абдулло в отличие от большинства своих соратников отказался сложить оружие и ушел в Афганистан. Однако вскоре вернулся на родину с сотней сторонников, чтобы продолжить борьбу против действующего режима. Таджикские власти обвиняют Мулло Абдулло в серии преступлений, в том числе в нападении 19 сентября 2010 года на автоколонну Министерства обороны Таджикистана. Тогда в результате гранатометного обстрела в ущелье Камароб Раштского района погибли 28 офицеров и солдат таджикской армии и еще более 10 получили ранения.
Таджикские силовики неоднократно предпринимали попытки разбить отряд Мулло Абдулло, но всякий раз боевикам практически без потерь удавалось уйти. Перелом наступил после того, как на сторону властей в обмен на амнистию перешел другой непримиримый бывший полевой командир ОТО Мирзохуджа Ахмадов. При его поддержке таджикским военным в начале января нынешнего года удалось уничтожить отряд другого организатора прошлогоднего нападения на военных, также бывшего полевого командира Аловуддина Давлатова, известного как Али Бедаки. Эксперты считают, что в успехе нынешней спецоперации власти также обязаны Ахмадову и той части оппозиции, которая ранее перешла на сторону правительства.
Уничтожение банды Мулло Абдулло, с одной стороны, улучшает имидж президента Эмомали Рахмона как руководителя, способного справиться с внутренними угрозами. «С другой – существование Мулло Абдулло и его активность позволяли властям оправдывать свои неудачи в социальной политике. Теперь отсутствие стабильности и позитивного развития Душанбе не сможет объяснить наличием внутренних врагов – последний относительно значительный оппонент уничтожен», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. При этом он не исключил того, что после гибели Мулло Абдулло ситуация в Таджикистане может стать более напряженной – бытует мнение, что у убитого боевика могло быть до 2 тыс. сторонников. Если это действительно так и если среди оставшихся найдется сильный авторитетный лидер, способный бросить вызов властям, то Таджикистан может войти в новую фазу нестабильности.