Спикер Верховной Рады Владимир Литвин считает, что против него началась «кампания травли».
Фото UPG/PhotoXPress.ru
Вчера в деле против второго президента Украины Леонида Кучмы появилась новая интрига: экс-майор госохраны Николай Мельниченко заявил, что убийство журналиста Георгия Гонгадзе было спланировано как звено в цепи событий, которые должны были в итоге привести к государственному перевороту. «Кучму в этом деле использовали, подставили», – сказал Мельниченко, уточнив, что за всеми событиями десятилетней давности стоял нынешний председатель Верховной Рады, а в то время – руководитель президентской администрации Владимир Литвин.
Хотя накануне Кучма отказался участвовать в очной ставке с экс-охранником. Но вчера, придя на допрос в Генпрокуратуру, сказал: «Все-таки я готов пройти через это, чтобы доказать, что я невиновен». Мельниченко же сказал, что собирается задать экс-президенту как минимум два вопроса: «Просил ли он (несколько лет тому назад. – «НГ») президента Путина урезонить Николая Мельниченко, чтобы тот не свидетельствовал и не ходил в прокуратуру? Кроме того, я спрошу, какие условия он предлагал Николаю Мельниченко, чтобы тот не сотрудничал с прокуратурой».
Однако экс-охранник, чьи диктофонные записи, якобы сделанные в кабинете экс-президента, приобщены к уголовному делу, настаивает на уголовном преследовании Литвина. Накануне он на всю страну сказал в прямом эфире одного из телеканалов, что убийство журналиста Гонгадзе было интригой: «Кучму подставил Литвин. Он планировал осуществить государственный переворот, чтобы самому возглавить государство Украина». Глава парламента, узнав о том, что вектор обвинений смещается в его сторону, сказал журналистам: «У меня нет никаких версий. Видимо, это очередная кампания травли Литвина».
Ситуация должна была проясниться вчера к концу дня в ходе еще одной очной ставки Кучмы – с Алексеем Пукачем, экс-начальником департамента наружного наблюдения МВД, который проходит в деле Гонгадзе как лидер группы, расправившейся с журналистом. О запланированной процедуре сказал утром сам Кучма.
Примечательно, что ранее устраненный от дела адвокат Пукача Олег Мусиенко солидарен с Мельниченко в вопросе об уровне ответственности Кучмы. На днях он заявил, что решение возбудить дело против экс-президента ущербно без возбуждения аналогичных дел против лиц, без участия которых Кучма действовать не мог. Мусиенко пояснил: «Кузьмин (первый замгенпрокурора, возбудивший дело против Кучмы. – «НГ») в моем присутствии принимал участие в допросе обвиняемого Пукача. И он убедился в том, что Кучма не мог самостоятельно, без участия главы своей администрации Литвина быть заказчиком убийства Гонгадзе». Кроме того, экс-адвокат назвал имена других чиновников, которые, как следует из показаний Пукача, должны заинтересовать следствие.
Еще одна сенсационная линия в деле появилась из-за заявления лидера Соцпартии Александра Мороза, который в начале 2000-х руководил Верховной Радой и первым обнародовал так называемые пленки Мельниченко. Вчера он выразил свою точку зрения на причины, по которым дело Гонгадзе не раскрыто до сих пор: «Ющенко хотел стать президентом, а Кучма подписал соответствующий закон (о переголосовании второго тура президентских выборов. – «НГ»)». Мороз фактически обвинил Кучму и Ющенко в сговоре, итогом которого стала победа оранжевой команды.
Полтора года назад Виктор Ющенко в интервью «НГ» категорически опроверг предположение о закулисных договоренностях с Кучмой, которые позволили мирно завершить оранжевую революцию и гарантировали ушедшему президенту безопасность. Как известно, в 2004 году Верховная Рада, нарушив законодательство, проголосовала в пакете решения о так называемом третьем туре выборов и о конституционной реформе, в результате которой полномочия нового главы государства были существенно урезаны. Кстати, именно из-за процедурных нарушений команда Януковича смогла в октябре прошлого года легко возобновить действие прежней Конституции, предполагающей широчайшие президентские полномочия.
Дело Кучмы, как круги на воде, расходится в политическом пространстве Украины все шире. Экс-президент в этой ситуации выглядит уже не как цель, а как средство. Вчера Леониду Кучме официально предъявили обвинение. После чего Николай Мельниченко сообщил журналистам: «Меня попросили перенести очную ставку на пятницу в связи с тем, что Леонид Данилович плохо себя чувствует». Но покидающий прокуратуру Кучма опроверг эту «околесицу», заметив: «Я что, похож на больного?» По его словам, следующий его поход в Генпрокуратуру намечен на понедельник.
Киев