Нацбанк Белоруссии надеется на подпитку из России.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера Москва и Минск начали переговоры об условиях предоставления Белоруссии российского кредита. Для их обсуждения в Москву отправились представители Нацбанка и Минфина Белоруссии.
Правда, официально ход переговоров в Минске пока не комментируют. Информация об их начале появилась в местных СМИ со ссылкой на источники, «близкие к делегации». «НГ» в обоих ведомствах заявили, что известят, когда будут результаты.
Как сообщалось, глава Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович на прошлой неделе заявил о планах Белоруссии уже в первом полугодии получить 2 млрд. долл. кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС и 1 млрд. долл. кредита правительства России. При этом пресс-служба президента Белоруссии, информировавшая общественность о том, что этот вопрос обсуждался в ходе доклада Прокоповича Александру Лукашенко, сообщила о требовании правительства России подкрепить просьбу о кредите программой действий правительства на ближайшее время. По информации пресс-службы, для подготовки этого документа создана рабочая группа, возглавил которую Петр Прокопович. «Мы в ближайшее время отработаем указанную программу», – заверил глава Нацбанка. Он пояснил, что она будет базироваться на программе социально-экономического развития Белоруссии и ни в коем случае не будет предусматривать единовременную девальвацию белорусского рубля.
Напомним, что корректировать свою экономическую политику в соответствии с требованиями кредитодателя правительству Белоруссии не впервой. Программа сотрудничества с МВФ, в рамках которой Минску предоставлялись кредиты, предусматривала жесткий контроль со стороны специалистов фонда практически в режиме оn-line. Минфин и Нацбанк едва ли не ежедневно отправляли МВФ отчеты о своих действиях. Тогда, комментируя такие жесткие условия, независимые экономисты говорили об их беспрецедентной унизительности для любого самостоятельного правительства независимой страны. Однако выбор у руководства Белоруссии тогда был небольшой – неполучение кредита могло стать причиной коллапса белорусской экономики. Кредит МВФ де-факто потрачен на выборы (золотовалютные резервы Белоруссии только за январь–февраль этого года уменьшились на 1 млрд. долл. – до 4 млрд. долл.), и нынешняя ситуация не менее критична. Международная изоляция, в которую Белоруссия сама себя загнала после президентских выборов, не оставляет выбора кредиторам. Сегодня только Москва, дав в долг Минску, может спасти белорусскую экономику и власть Александра Лукашенко. А это значит, что теперь диктовать ему условия будут в Кремле, как бы президент ни убеждал общественность в бескорыстности восточной соседки.
Анализ высказываний российского руководства дает основания полагать, что переговоры по поводу программы не будут такими простыми, как это представляют себе белорусские чиновники. В частности, глава российского Минфина Алексей Кудрин, участвуя в Минске в заседании Союзного Совмина, говорил о структурных реформах белорусской экономики как одном из условий получения кредита. Напомним, что этого же требовал и МВФ, но Белоруссии удалось отделаться полумерами. Неодобрительно высказывался потенциальный кредитор и об административных ограничениях в торговле валютой, которые в настоящее время активно применяются в Белоруссии.
Кстати, вчера Нацбанк Белоруссии ввел очередное ограничение на валютном рынке: объявил, что не будет больше продавать коммерческим банкам валюту для обеспечения обменных пунктов. Это значит, что остановится движение и в сегменте наличной валюты, что затрагивает интересы населения, а это уже системный кризис и прямая угроза роста социального недовольства.
Минск