Александр Лукашенко уверен, что на Западе он никому не нужен.
Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что не видит возможностей для сотрудничества с Западом, имеет полное взаимопонимание с российским руководством и попытался убедить общественность в отсутствии зависимости от РФ. Заявления на актуальные темы внешней политики Белоруссии в новых поствыборных условиях Лукашенко сделал в пятницу, встречаясь в Минске с руководителями ряда российских СМИ.
В частности, послушать белорусского президента в Минск приехали главные редакторы газет «Ведомости», «Правда», «Литературная газета». Российские журналисты общались с Лукашенко более четырех часов, после чего в эфире белорусского телевидения восхищались его искренностью и откровенностью.
Вести диалог с Западом Белоруссия не будет, потому что это невозможно, заявил Александр Лукашенко. «Они непорядочные люди: говорили одно, а думали другое», – пояснил он. В качестве примера он привел министров иностранных дел Германии и Польши. «Теперь я знаю, почему они приехали в канун выборов: надо было меня убаюкать», – уверен белорусский лидер. Напомним, официальный Минск обвиняет руководство Польши и Германии в финансировании попытки государственного переворота.
Продолжая проводить политику, которая получила название «качели», Лукашенко, отказываясь от западного вектора, тут же признался в приоритетности восточного. «Всякие досужие разговоры о том, что Лукашенко в Америку пошел, Беларусь на плечах понес, в Евросоюз вступил или в НАТО, – это болтовня», – заявил он. «Я ведь понимаю... что на Западе я абсолютно никому не нужен. Я идеологически для них чужой человек. Они никогда меня там не примут. Я не могу их песню спеть», – признался он. При этом белорусский президент нашел и объяснение своей политике «качелей», которая уже многие годы приносит ему дивиденды. «И те нас душат, и эти нас давят. Оно и понятно – наша судьба такая. Мы на перекрестке, у нас географический центр Европы», – сказал президент.
Лукашенко попытался опровергнуть основной тезис, который получил распространение в среде белорусской общественности после неожиданного перемирия Москвы и Минска накануне президентских выборов. Как писала «НГ» ранее, белорусские эксперты, анализируя в динамике российско-белорусские отношения, не сомневаются в том, что Москва и Минск заключили тогда соглашение о перемирии, предусматривающее допуск российского капитала к белорусской приватизации в обмен на поддержку Лукашенко. По мнению экспертов, отсутствие западного вектора после выборов создало Лукашенко серьезнейшую зависимость от России. «Многие сейчас рассуждают: Лукашенко загнал себя в угол, теперь он в руках прокремлевской клики», – прокомментировал белорусский президент такие разговоры и заверил, что никаких таких мыслей у российского руководства нет. По словам Лукашенко, в этом его заверил российский премьер Владимир Путин. «Ты ничего не думай. В России, во властных структурах этого нет, что Беларусь попала в такую ситуацию, а мы этим воспользуемся и наклоним ее», – процитировал белорусский президент российского премьера. «Я ему верю», – признался Лукашенко, но добавил, что позицию Путина разделяют не все. «┘Но настроение подобное есть. Если кто-то думает, что сюда можно прийти и, став на грудь коленом, выдавить что-то, это будет очень ошибочная позиция. Мы ничего делать под ситуацию не будем. Мы выкарабкаемся, как бы нас ни душили, прорвемся», – предупредил он.
Интересно, что «российский след» в попытке белорусского государственного переворота, о котором и сам Лукашенко, и белорусские пропагандисты неоднократно говорили после выборов, теперь уже ведет не к официальной Москве, а к находящемуся в оппозиции Борису Немцову. «Борис Немцов прислал две группы – всего, по нашим данным, 12 человек», – рассказал Лукашенко. Те двое, которых продержали два месяца в тюрьме и в конце концов выпустили, присудив штраф в 3,5 тыс. долл. (Артем Бреус и Иван Гапонов), по словам Лукашенко, были как раз из этой группы.
Анализируя содержание очередного интервью Лукашенко российским СМИ, эксперты в Минске отмечают, что в данном случае ставилась задача не высказать свое недовольство официальной Москвой, как это было обычно, а уверить ее в лояльности. Напомним, на прошлой неделе глава Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович признался, что уже в первом полугодии страна рассчитывает получить кредит в 3 млрд. долл. – от правительства России (1 млрд.) и Антикризисного фонда ЕврАзЭС (2 млрд.). Формирование позитивного фона российско-белорусских отношений – один из шагов, призванных расположить Москву к скорейшему предоставлению этих средств.
Как писала «НГ» ранее, экономика Белоруссии из-за глубоко отрицательного сальдо платежного баланса находится в критическом состоянии. В стране де-факто запрещено приобретать и тратить валюту. Деятельность всех компаний, которым для их деятельности нужна иностранная валюта, фактически парализована. Проблемы имеются и у банков, с которыми их заемщики не могут рассчитаться по валютным кредитам. Население, в панике атакующее обменники, усугубляет ситуацию. Если в ближайшее время власти страны не смогут привлечь необходимое финансирование, им придется принимать непопулярные экономические меры, среди которых и девальвация, слухи о которой ходят уже больше месяца. Вне всякого сомнения, усугубление экономических проблем – гораздо большая угроза власти Лукашенко, чем политические репрессии.
Минск