Недовольные властью киргизы пытались в конце минувшей недели штурмовать Дом правительства.
Фото Reuters
Давно в Киргизии не ждали результатов поездки своего премьера в Москву так сильно, как в этот раз. Повышенное внимание киргизских политиков, экспертов, бизнесменов, обывателей к встрече премьер-министра Алмазбека Атамбаева с Владимиром Путиным в минувшую пятницу было обусловлено рядом причин. Одна из них – стране срочно нужны деньги для спасения экономики.
Правительству срочно требуется не менее 100 млн. долл., желательно в виде грантов или долгосрочных кредитов. В противном случае удержать на плаву экономику не удастся. Также необходимо договориться хотя бы о временной отмене пошлин на импорт ГСМ в страну – иначе страну ожидает значительный рост цен на бензин, продукты, услуги. Далее – визит премьер-министра должен был показать, как относится Москва к последним громким скандалам в Киргизии, в которых затронуты интересы РФ и российских граждан, и желает ли Кремль иметь дело именно с Атамбаевым. Провал на переговорах с 99-процентной вероятностью означал бы значительное ухудшение ситуации в республике, развал киргизской правящей коалиции и потерю Атамбаевым поста премьера.
С чем вернулся в Киргизию премьер и как оценивать результаты его встреч с высокопоставленными кремлевскими чиновниками? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Дело в том, что на момент сдачи номера в печать остается не до конца ясной судьба, пожалуй, главного вопроса – пошлин на импорт российских ГСМ в Киргизию. Информация по этому поводу поступает только от киргизской стороны, уже не раз искажавшей позицию российских властей.
Пресс-служба киргизского правительства в пятницу вечером сообщила, что «Владимиром Путиным было объявлено о решении правительства России продолжить поставки в Киргизию светлых нефтепродуктов на беспошлинной основе», а советник премьера Фарид Ниязов сообщил ИА АКИpress, что таким образом в страну будут завезены от 605 тыс. тонн до 1 млн. тонн ГСМ. С одной стороны, достигнутый результат не может не радовать местных жителей (особенно фермеров, уже испытывающих дефицит дизтоплива), с другой – важно понимать, что указанные объемы равны двух-трехмесячному потреблению ГСМ Киргизией и что будет дальше – неизвестно.
Прочие результаты переговоров далеки от сенсационных: Атамбаеву не удалось добиться выделения желаемых объемов денежной помощи. Просьба выделить 200 млн. долл. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС зависла до окончания «отдельного углубленного рассмотрения» и оценки «действий правительства Киргизии». Пока речь идет о «рассмотрении возможности выделения Киргизии беспроцентного кредита в 30 млн. долл.». Демонстрируя сознательность, киргизское правительство отказалось от повышения платы за нахождение российских военных объектов на территории Киргизии. «Как я вам обещал, мы сняли этот вопрос, решили, что нельзя торговаться на безопасности своей страны», – заявил Атамбаев. Также киргизский премьер согласился в «любой день» передать России 48% акций военного завода «Дастан» и здание Торгпредства РФ в Бишкеке в обмен на списание внешнего долга. Впрочем, надо напомнить, что передача объектов была обещана и запланирована примерно полтора год назад. Заявление киргизского премьера о намерении продать 75% «Кыргызгаза» «Газпрому» также имеет историю с бородой. Хотя некоторые жители Киргизии восприняли это решение как неожиданную распродажу народного достояния. Тем не менее попытки сбыть подороже ОАО «Кыргызгаз» местные чиновники предпринимают с 2009 года. Ситуация на самом «Кыргызгазе» далека от идеальной – воровство, обилие долгов и изношенность оборудования приводят к тому, что ценность естественного монополиста падает (на данный момент это 15–20 млн. долл.). Состоится ли купля-продажа или вопрос будет опять отложен в долгий ящик, станет ясно позже.
Предварительные результаты визита киргизского премьера в Москву показали: специально ухудшать ситуацию в Киргизии Москва не хочет, но и содержать республику не собирается. Российское руководство ждет от киргизских коллег адекватности, верности данному слову и решение проблем собственными силами.
Бишкек