Жозе Мануэл Баррозу предупредил Виктора Януковича: Лукашенко быть не должно.
Фото Reuters
Запланированная в Киеве Международная конференция к 25-й годовщине чернобыльской аварии за месяц до проведения превратилась в серьезную проблему для украинской власти. Команду президента Януковича фактически поставили перед выбором направления сотрудничества – либо с Евросоюзом, либо с партнерами по СНГ. Эксперты отмечают, что Киев пытается удержать равновесие тактическими ходами.
Накануне минувших выходных в прессу просочилась информация о том, что глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу откажется принять участие в конференции, если в Киев приедет Александр Лукашенко, против режима которого ЕС ввел ряд санкций. Украина же в последние годы активно развивала экономическое сотрудничество с Белоруссией, делая акцент на своей роли посредника между Минском и Брюсселем.
Если ранее члены ЕС благосклонно относились к этому процессу, то после прошлогодних президентских выборов в Белоруссии стали намекать Киеву на необходимость сужения контактов. Еще зимой украинские политологи предполагали, что Брюссель стал опасаться превращения Януковича в «украинского батьку», что означало бы для ЕС новую проблему в стратегически важной зоне.
На этом фоне вопрос о том, кого Киев пригласит для участия в международной конференции, перестал быть просто протокольным. Но отказать Лукашенко в приглашении, чтобы только продемонстрировать приверженность европейским ценностям, украинская власть тоже не могла: Белоруссия, как и Украина, пострадавшая от аварии на ЧАЭС, выступает соорганизатором конференции. Поэтому в пятницу сотрудники администрации украинского президента осторожно сообщили, что белорусскую и российскую делегации будут возглавлять премьер-министры. Одновременно глава администрации президента Украины Сергей Левочкин подтвердил, что Баррозу откроет конференцию 18 апреля.
Уравняв в формальном статусе Минск и Москву, Киев, как казалось, разрешил сложный дипломатический вопрос. Но уже в выходные посол Белоруссии в Украине Валентин Величко сказал агентству Интерфакс: «У нас имеется официальное приглашение украинской стороны на имя нашего президента, и Александр Лукашенко намерен лично принять участие в этих мероприятиях». Он напомнил, что приглашение белорусскому лидеру передал в рамках недавнего саммита ОБСЕ в Астане Виктор Янукович. В воздухе запахло скандалом.
Политолог Константин Бондаренко уверен, что в итоге ситуация разрешится бесконфликтно. «Украина стремится защитить свои интересы – да, мы ориентируемся на сближение с ЕС, но нам также нужно сохранить выгодное сотрудничество с партнерами по СНГ. Лукашенко, кстати, с пониманием относится к той сложной роли, которая в этой ситуации досталась Украине. Ему не столь важны ритуальные вещи вроде посидеть в кресле рядом с чиновниками ЕС. А в принципиальных для белорусского лидера вещах украинская сторона действует с учетом интересов Минска», – пояснил он.
Примечательно, что именно в эти дни, как сообщили украинские информагентства, Госкомитет Украины по делам национальностей и религий повторно отказал белорусскому оппозиционеру Игорю Коктышу в предоставлении политического убежища. В Украине он находится с 2002 года: молодой общественный деятель сбежал после организации нескольких акций протеста в Белоруссии, поскольку на родине его обвинили в участии в убийстве. Позже белорусские суды признали Коктыша невиновным в уголовном преступлении, но продолжали настаивать на экстрадиции беглеца. Дело в том, что Коктыш, женившийся на украинке и поселившийся в Житомире на севере Украины, продолжал активно контактировать с белорусскими оппозиционерами, добивающимися свержения режима Лукашенко. В Украине он стал региональным координатором международной организации Amnesty International.
В 2007 году Коктыша задержали в Севастополе, куда он приехал с женой на отдых. Украинская милиция мотивировала арест запросом белорусской стороны. Но поскольку украинские инстанции принимали противоречивые решения относительно предоставления оппозиционеру политического убежища, беглеца не отправляли за родину, а 2,5 года продержали за решеткой в Украине. За это время дело Коктыша рассмотрел Европейский суд по правам человека, который признал действия украинской милиции незаконными, запретив передавать оппозиционера белорусским властям и обязав Украину выплатить арестованному 7 тыс. евро моральной компенсации. В феврале прошлого года Коктыш вышел на свободу и вернулся в Житомир.
Однако накануне белорусских выборов в Украине разгорелся новый скандал: житомирская милиция провела обыск в квартире, которую арендует семья Коктыша. По обвинению в изготовлении, хранении и сбыте наркотиков были арестованы Коктыш и его жена, еще четыре активиста – Артем Дубский, Татьяна и Виталий Тищенко и Алексей Закшевский. Задержанные успели через местных журналистов передать обращение в региональное представительство верховного комиссара ООН по делам беженцев с просьбой о защите от незаконных действий. Спустя три дня все они были отпущены, а украинская милиция начала расследование против сотрудников, которые подбросили наркотики и незаконно арестовали белорусских граждан. На пару месяцев о «житомирских белорусах» забыли, а сейчас снова вспомнили, поскольку ничем не мотивированный отказ предоставить Коктышу политическое убежище стал полной неожиданностью. Отдельные украинские СМИ объясняют ситуацию желанием Киева сохранить с Лукашенко партнерские отношения, несмотря на возможный отказ в приглашении на чернобыльскую конференцию.
Однако дело может вылиться в очередной скандал: Коктыш заявил о намерении оспорить решение украинского Госкомитета. «Несмотря на то что весь мир возмущен ужесточением режима Лукашенко, повальными репрессиями и абсолютным бесправием в Беларуси, Госкомнацрелигий, видимо, разделяет позицию последнего диктатора в Европе и на моем примере демонстрирует всем белорусским политэмигрантам, что шансов получить защиту в Украине у них нет», – заявил он. Ситуация осложнилась, когда Артем Дубский сообщил прессе, что белорусский КГБ выясняет, какое отношение к состоявшимся в конце прошлого года акциям протеста имеют белорусы, проживающие в Украине, а также украинские организации. Он подтвердил, что побывал на многочасовых допросах по этому поводу.
Украинские эксперты отмечают, что дальнейшее развитие ситуации для Украины зависит от того, захочет ли ЕС вмешиваться в эти события. Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что ультиматум относительно отсутствия Лукашенко на международной конференции в Киеве – первый сигнал украинским властям. Януковичу предстоит нелегкая задача – продемонстрировать приверженность европейским ценностям и сохранить отношения с партнерами по СНГ. Если выбор будет сделан под диктовку ЕС, то не только Белоруссия, но и Россия могут воспользоваться поводом, чтобы из политических соображений оказать экономическое давление на Украину. Если же украинская власть не выполнит европейские рекомендации относительно участников конференции, то ЕС может использовать проблемы белорусских беженцев для серьезного давления на Украину.
Бала считает, что проблему можно решить только путем личных переговоров Януковича со всеми заинтересованными сторонами, чтобы не довести ситуацию до конфликта. Для украинского президента этот вопрос может стать первым «экзаменом по дипломатии». Руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский ранее отмечал, что подобная задача не столь сложна, как кажется. «Позиция Украины сводится к маневрированию и заключается, видимо, в том, что мы заинтересованы в развитии прагматично-деловых отношений с Беларусью», – отметил эксперт, уточнив, что для ЕС посредническая роль Украины в отношениях с Белоруссией тоже важна. Эксперт считает, что в этой ситуации все стороны заинтересованы в том, чтобы избежать открытых конфликтов. Но пока ситуация замерла в неопределенности.
Киев