Украинцы возлагали на танк «Оплот» большие надежды.
Фото Reuters
Революции в странах Ближнего Востока внесут коррективы в планы украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Эксперты прогнозируют, что в краткосрочной перспективе арабские «дни гнева» обернутся потерями для ряда украинских отраслей, начиная с оборонной промышленности, металлургии и заканчивая сельским хозяйством. Но в обозримом будущем выпущенный из бутылки революционный джинн сулит украинским производителям новые контракты и возможности, полагают специалисты.
За период с 2007 по 2010 год страны Ближнего Востока нарастили объемы импорта военной техники и вооружений: на их долю пришлось свыше 20% мировых объемов покупок. По данным источников в Киеве, на этот регион в последнее десятилетие приходилась четверть украинских поставок, почти столько же, сколько в страны СНГ.
Украина, заключившая ряд контрактов с Египтом, Ливией, ОАЭ, другими странами региона, рассчитывала на расширение сотрудничества. В этом контексте особое значение придавалось проходящей сейчас в Абу-Даби международной выставке вооружений: на украинском стенде представлены новейший танк «Оплот», колесный бронетранспортер БТР-4 с боевым модулем «Парус», боевая машина пехоты БМП1М с боевым модулем «Шквал», новые образцы грузовой автомобильной техники военного назначения.
Украинские эксперты отмечают, что из-за нестабильности в целевом регионе количество заключенных контрактов по итогам выставки вряд ли будет значительным. «Нет понимания, чем закончатся все эти революции, кто в итоге придет к власти», – отметил «НГ» эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. Он уверен, что на ближайшее время покупка-продажа продукции ОПК будет поставлена на паузу, но вскоре процесс возобновится: «Нужно принимать в расчет, что не представители политической власти арабских стран, а военные круги выступали инициаторами закупок тех или иных видов оружия и техники. Скорее всего эти люди в отличие от свергнутых политиков сохранят влияние на ситуацию в своей отрасли. Это означает, что старые контракты будут выполняться, а у наших производителей, возможно, появятся новые заказы».
Эксперт напомнил, что опыт успешного сотрудничества уже есть. Самым значимым направлением до сих пор оставались украинско-египетские сделки в ОПК. Ранее украинская сторона получила контракты на ремонт самолетов МиГ-21 и модернизацию бронетехники и средств противотанковой обороны. В страну поставлялись украинские образцы средств ПВО, систем управления огнем, разминирования. Но самым важным Згурец считает контракт на поставку в Египет многоцелевого самолета Ан-74Т-200А, произведенного Харьковским государственным авиационным производственным предприятием по заказу египетских военных. В ноябре, когда была передана третья по счету машина, украинский премьер-министр Николай Азаров начал переговоры о новом контракте, а также о перспективе открытия в Египте регионального сервисного центра по обслуживанию украинских самолетов.
Если в Египте после выборов Украина может продолжить выполнение прежних контрактов, то в Ливии, по мнению экспертов, положение украинских поставщиков может даже упрочиться. По официальным данным, сотрудничество, начавшееся в 2001 году поставками двух самолетов Ан-124 («Руслан») и продолжившееся затем продажей четырех военно-транспортных самолетов Ан-32, пяти Ан-140 и трех Ан-74, с 2005 года фактически не развивалось. Разве что украинские специалисты занимались в Ливии ремонтом бронетанковой техники старых образцов. Хотя при президенте Викторе Ющенко начались переговоры о новом этапе сотрудничества, однако до подписания контрактов не дошло. «На ливийском рынке работали в основном французы, россияне, частично белорусы. Украине, несмотря на огромные возможности, не удалось нарастить потенциал сотрудничества», – отметил Згурец.
Последние события свидетельствуют, что ситуация в регионе может быть дестабилизирована надолго. «Даже если вопреки прогнозам политических экспертов революционная волна на Ближнем Востоке не перерастет в борьбу за передел границ, то ситуация останется тревожной, напряженной. А угроза конфликтов всегда увеличивает спрос на оружие, военную технику, средства защиты. Если раньше Украина делала ставку на новейшие и дорогие разработки, то сейчас потенциальным покупателям понадобится и низкотехнологичное оружие, поставки которого можно осуществить оперативно и относительно легко», – отметил Згурец.
Эксперт Института им. Горшенина Владимир Застава согласен, что независимо от имен новых политических лидеров арабские страны продолжат вооружаться. Он отметил, что Украина и ранее входила в десятку мировых лидеров по продажам оружия, а сейчас может улучшить позиции. Застава считает, что временное затишье на рынке будет использовано компаниями-посредниками для переговоров с потенциальными покупателями. Комментируя возможность введения международных санкций, запрещающих продажу продукции военного назначения во взрывоопасный регион, эксперт отметил: «Украина будет последней страной, которая откажется от поставок, которые являются одной из основных статей валютных доходов госбюджета».
По обнародованным ранее данным Агентства по вопросам ОПК Минпромполитики Украины, объем производства в отрасли в 2009 году увеличился на 58% по сравнению с предыдущим годом. Самый значительный прирост был зарегистрирован в авиастроении – 77%, судостроении – 71%, в секторе производства вооружений и военной техники – 16%. В итоге Украина приблизилась к пятерке крупнейших продавцов, увеличив показатели в прошлом году еще почти на 10%.
Специалисты отмечают, что ситуация в арабских странах приведет не только к появлению новой емкой ниши на мировом рынке оружия, но и актуализирует вопрос украинско-российского сотрудничества с сфере ОПК. Хотя по ряду позиций государства-поставщики останутся прямыми конкурентами, однако совместные действия в нише ремонта и модернизации продукции военного и оборонного назначения позволят двум сильным игрокам вести эффективную политику по завоеванию рынков и многократно увеличить доходы. Кроме того, опыт сотрудничества в новых условиях затем даст Украине и России возможность реализовать совместные проекты в Китае, Индии и Таиланде, отмечают эксперты.
Киев