Страны Содружества и Грузия продолжают удивлять мировое сообщество ростом военных расходов. Если большинство развитых государств, таких как США, Великобритания, Франция, ФРГ и другие страны НАТО, свои расходы на оборону в 2011 году уменьшают, то на постсоветском пространстве зарегистрирован рекордный за последние пять лет рост военных бюджетов. Общие военные расходы на национальную оборону в странах СНГ и Грузии выросли по сравнению с 2010 годом на 23% и составляют почти 60,6 млрд. долл. (см. таблицу на стр. 2).
Большинство стран СНГ, как известно, не могут похвастаться большими успехами в экономике. В среднем по странам Содружества валовой внутренний продукт увеличился в 2010 году на 4,5% (в Грузии – на 5,5%). Аналогичный средний суммарный рост ВВП ожидается и в 2011 году.
Между тем прирост военных расходов в этих странах опережает этот показатель почти в шесть раз.
Данные факты свидетельствуют о том, что, во-первых, на постсоветском пространстве по-прежнему существует большая вероятность возобновления и обострения как внутренних, так и межгосударственных военных конфликтов. Поэтому, видимо, руководство большинства постсоветских республик и увеличивает расходы на оборону. Во-вторых, рост военных бюджетов говорит о том, что некоторые страны СНГ взяли курс на переоснащение армии новыми видами вооружений и военной техники (ВВТ). Это требует значительных затрат и опосредованно свидетельствует о возможной подготовке к каким-то боевым действиям. Однако до сих пор со времен распада СССР ни в одной из постсоветских стран (кроме стран Балтии) кардинального перевооружения не произошло, их вооруженные силы используют ВВТ в основном еще советского производства.
Исключение в известной степени составляют Грузия и Азербайджан. Первая из этих стран перевооружалась за счет США и НАТО, что, правда, не спасло ее от поражения в скоротечной войне против Южной Осетии. Вторая только готовится к боевым действиям, тратя на закупку ВВТ и развитие армии и флота рекордные, причем не только для СНГ, ресурсы. В Азербайджане военные расходы увеличились с 1,59 млрд. долл. (3,95% от ВВП) в 2010 году до 3,1 млрд. долл. (6,2% от ВВП) в 2011 году. При этом, по заявлению министра финансов Азербайджана Самира Рауф оглы Шарифова, помимо чисто военных расходов в 2011 году 1,36 млрд. долл. будет потрачено на нужды оборонной промышленности (ОП). Таким образом, общие расходы военного бюджета и ОП страны составит 4,46 млрд. долл., или 8,9% от ВВП республики.
Относительно большие деньги тратит на оборону и Армения – 4,1% от ВВП. Хотя количественно эти расходы более чем в 10 раз меньше того, что тратит на военные нужды Азербайджан. Однако следует учитывать, что военный потенциал Армении прирастает и возможностями Нагорного Карабаха. Эта непризнанная республика тратит на оборону не менее 150 млн. долл., то есть не менее 10% от своего ВВП. Учитывая эти факторы, совершенно ясно, что существует реальная вероятность новой войны на Южном Кавказе. Ее исход неизвестен, хотя ясно, что многое при возможных боевых действиях будет зависеть от России, как, впрочем, в случае войны в любой горячей точке постсоветского пространства.
В представленной таблице нет данных по военным расходам непризнанных государств, образованных в результате распада Советского Союза (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха). Военные расходы этих государств кроме Нагорного Карабаха составляют относительную небольшую величину, равную 2–5 млн. долл., и в основном их национальная оборона обеспечивается за счет группировок российских войск, дислоцированных в них (обобщенные данные по России в таблице учтены).
Есть большая вероятность возобновления конфликтов на территории Центральной Азии. Видимо, поэтому, чтобы не повторить ошских событий, стремится укрепить армию и правоохранительные органы Киргизия. Бюджет Киргизии на 2011 год только обсуждается, но на оборону и безопасность предполагается потратить 12,6% всех расходов бюджета, или 222,6 млн. долл. Из них не менее 50% – на оборону. При этом ВВП запланирован в размере 5,3 млрд. долл. Но этих средств все равно не хватает. По словам начальника штаба внутренних войск МВД Киргизии Болота Аманалиева, на содержание внутренних частей правоохранительного ведомства в рамках проекта бюджета на 2011 год выделено только 225 млн. сомов (5,025 млн. долл.), а требуется более 700 млн. сомов (около 16 млн. долл.). Но в стране продолжается экономический и социально-политический кризис. По данным первого вице-премьер-министра Киргизии Омурбека Бабанова, только за 2010 год внешний долг страны вырос на 340 млн. долл. и достиг 2,82 млрд. долл. На обслуживание этого долга уходит более 10% от всех расходов бюджета, или 13% всех налоговых поступлений. Конечно, в такой ситуации стране в случае конфликта будет нужна внешняя военная помощь.
Помощь нужна и Таджикистану, где летом и осенью 2010 года велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции. Расходы на оборону Таджикистан увеличил на 25%. Но есть большая вероятность того, что в связи с нестабильностью политического режима Эмомали Рахмона вооруженное противостояние против властей летом этого года продолжится.
В этих условиях весьма вероятно, что Бишкек и Душанбе обратятся за военной помощью к России и ОДКБ. Другой вопрос, готово ли ОДКБ к решению миротворческих задач. Все-таки у этой организации нет своего бюджета. А основным донором в формировании коллективных сил оперативного реагирования по-прежнему является Россия. Хотя она в бюджете на 2011 год расходы на обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности сократила по сравнению с 2010 годом с 7,7 млрд. руб. до 0,5 млрд., то есть более чем в 15 раз.
На этом фоне относительно стабильными выглядят Узбекистан и Туркмения – лидеры роста ВВП на постсоветском пространстве в 2010 году. Узбекистан в этом году потратит относительно большие средства на оборону в размере 1,6 млрд. долл., что составит 3,2% от ВВП. Заметим, что военные расходы этой страны в прошлом году составили 3,5% от ВВП, то есть в относительном выражении гораздо больше. На оборону Туркмении пойдет, как и прежде, 1,5% от расходной части бюджета страны.
Останутся на прежнем уровне (0,9% от ВВП) военные расходы Казахстана. Хотя если учесть опыт арабских революций, нельзя исключать, что власти стран Центральной Азии, где большинство лидеров находятся у власти более 20 лет и где сформировались авторитарные политические режимы, пойдут на резкое увеличение военных расходов.
В немалой степени в связи с нестабильной политической обстановкой может быть увеличен военный бюджет Молдавии. Бюджет этой страны на 2011 год в связи с политическим кризисом будет принят только в марте–апреле с.г. Пока страна живет по финансовому плану 2010 года. А военные расходы определены в размере 29 млн. долл. Между тем военную помощь Молдавии готовы оказать страны НАТО.
Военные расходы государств СНГ и Грузии в 2010–2011 годах (в млн. долл.)* | ||||
Страна | 2010 год | % от ВВП в 2010 году | 2011 год | % от ВВП в 2011 году |
1. Армения | 347 | 4.07 | 387 | 4,1 |
2. Азербайджан | 1585 | 3,95 | 3100 | 6,2 |
3. Грузия | 519 | 4,56 | 390 | 2,9 |
4. Молдавия | 29 | 0,56 | 29 | 0,55 |
5. Казахстан | 1066 | 0,9 | 1297 | 0,9 |
6. Киргизия | 96 | 1,7 | 111 | 2,09 |
7. Таджикистан | 84 | 1,5 | 105 | 1,68 |
8. Туркменистан** | 261 | 1,5 | 336 | 1,5 |
9. Узбекистан | 1422 | 3,5 | 1568 | 3,2 |
10. Украина | 1132 | 0,8 | 1710 | 1,08 |
11. Белоруссия | 926 | 1,5 | 990 | 1,5 |
12. Россия | 41 800 | 2,9 | 50 570 | 3,02 |
Итого | 49 267 | 2,29 | 60 593 | 2,41 |
*таблица составлена на основе анализа открытых данных об экономиках стран СНГ и их бюджетов на 2010 и 2011 годы. Курс доллара по отношению к национальным валютам в среднем принят таким, каким он определен в законах о бюджетах стран СНГ на 2010 и 2011 годы. **данные расходной части бюджета Туркменистана на 2010 и 2011 годы. |