Реджеп Тайип Эрдоган порадовал коллегу Алмазбека Атамбаева.
Фото Reuters
Накануне в Бишкек прилетел премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Первый визит в страну после смены киргизской власти чиновника такого ранга сопровождался повышенными мерами безопасности, многокилометровыми пробками и большим количеством обещаний.
Судя по предварительным данным, особо крупных и немедленных результатов визит Эрдогана в Киргизию не принес. Однако тенденция явно наметилась. Среди положительных моментов – 10 млн. долл. безвозмездной помощи, которые турецкий премьер «привез с собой» в Бишкек. Группа турецких бизнесменов, которая должна была договориться о серьезных инвестиционных проектах, выдающимися результатами похвастаться не может – пока что большинство озвученных идей ограничивается декларациями о намерениях, воплощение в жизнь которых далеко не обязательно.
Из наиболее интересных заявлений можно выделить ряд высказываний киргизского премьер-министра Алмазбека Атамбаева, поддерживающего давние связи с турецкими бизнесменами. Атамбаев сообщил, что помимо привезенных Эрдоганом 10 млн. долл. еще 10 поступят в страну в марте, еще 4 млн. долл. турки добавили к уже выделенным 11 млн. помощи на восстановление разрушенных на юге Киргизии больниц и школ. По словам Атамбаева, должна вырасти квота для киргизских студентов, учащихся в турецких вузах. Также стороны договорились до конца этого года отменить визовый режим.
Сам Реджеп Тайип Эрдоган за день, проведенный в Бишкеке, успел переговорить с президентом, премьером, выступить в парламенте. На краткой встрече с Розой Отунбаевой главу турецкого правительства наградили высшим государственным орденом «Данакер», в парламенте Эрдоган, по совместительству являющийся лидером правящей в Турции Партии справедливости и развития, выступил с речью. Пообещав поддержку, а также выразив готовность в любой момент поделиться опытом демократизации, он выразил уверенность в том, что «народные волнения в 2010 году открыли новую страницу Киргизии» и «новый парламент обеспечит мир, стабильность и процветание» стране.
Эрдоган также пообещал помочь Киргизии с проведением реформ и привлечением инвестиций, специально для этих целей решено создать межгосударственный совет, первое заседание которого должно пройти в марте в Турции.
Пока что наиболее интересными для турецкой стороны оказались три киргизские компании. Как рассказал журналистам председатель Госфиннадзора Киргизии Нурбек Элебаев, «он (Эрдоган) назвал три акционерных общества, к которым крупные инвесторы проявляют интерес. Это «Кыргызнефтегаз», аэропорт «Манас» и ТНК «Дастан».
В целом, по словам Эрдогана, Турция намерена инвестировать в Киргизию около 450 млн. долл., 150 из которых уйдет на расширение деятельности киргизско-турецкого университета «Манас» (один из лучших вузов Бишкека). Условия выделения оставшихся 300 млн. долл. турецкий премьер обозначил так: «Я вам скажу, что есть два секрета в экономике – это доверие и стабильность. Без этих составляющих не может быть развития отношений┘ Бизнесмены будут привлекать инвестиции после того, как обретут уверенность в неповторении прошлых трудностей».
Но пока что ни о доверии, ни о стабильности в Киргизии говорить не приходится.
Киргизские власти не торопятся выполнять достигнутые соглашения, к примеру, акции упомянутого выше «Дастана» уже больше года как должны были быть переданы российской стороне в обмен на списание киргизского долга России. Теперь же появилась вероятность того, что часть оборонного завода, производящего комплектующие для российских вооружений, в том числе торпед, перейдет в собственность Турции.
Немалое влияние на инвестиционный климат оказывает и продолжающаяся в стране борьба за собственность. Сомнительный с точки зрения законности процесс национализации задел и интересы российских инвесторов. За последние дни конфликт вокруг местной сотовой компании «Мегаком» пополнился историей об обыске в офисе, взаимными обвинениями сторон, а также заявлением депутата Государственной Думы Семена Багдасарова. Последний в обращении к властям Киргизии призывал их принять взвешенные, справедливые и обоснованные решения в отношении активов с российским участием. Иные действия Багдасаров трактует как «незаконную экспроприацию российской собственности, что является недопустимым, наносящим вред перспективам российско-киргизского сотрудничества и привлечению иностранных инвестиций в экономику Киргизской Республики».