Нефтеперерабатывающий завод «Дружба» в ожидании сырья.
Фото Reuters
Отсутствие взаимопонимания в нефтяной сфере свидетельствует о том, что российско-белорусские отношения не так безоблачны, как пытается представить официальный Минск. Как сообщалось, российские компании не поставляют в Белоруссию нефть, несмотря на то что на межгосударственном уровне достигнуты все необходимые договоренности и подписаны все документы. Эксперты не исключают, что за экономическими издержками отношений союзников кроется политика.
Напомним, что в конце декабря минувшего года белорусский парламент ратифицировал пакет документов по созданию ЕЭП, что являлось условием поставок в страну беспошлинной российской нефти. Первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко с гордостью заявлял, что уже с 1 января на местные НПЗ будет поступать российская беспошлинная нефть. Однако в начале года концерну «Белнефтехим» пришлось признаться, что нефти нет. Сначала там ссылались на затянувшиеся новогодние праздники в России. Затем пресс-секретарь концерна Марина Костюченко сообщила журналистам, что «стороны согласовывают вопросы ценообразования». При этом она заверила, что до конца января белорусские НПЗ обеспечены сырьем. Правда, по информации источника «НГ» в сфере нефтепереработки, не все так радужно, как утверждают в концерне. Собеседник газеты утверждает, что заводы снизили объемы переработки почти наполовину.
Никаких официальных заявлений на этот счет стороны не делают. Однако неофициально источники рассказывают, что российские поставщики нефти и белорусские переработчики не могут согласовать формулу цены на нефть. Напомним, что это устоявшаяся практика: заключение контрактов между субъектами хозяйствования уже после согласования рамочных условий на уровне правительства. Традиционно белорусское правительство держит цены на внутреннем рынке, что ведет к нерентабельности внутренних поставок. В прежние периоды эти потери компенсировались выгодностью экспортных продаж. Однако уже в прошлом году к цене, оговоренной на уровне межгосударственных соглашений, добавлялось 10 долл. на тонну. В этом году в связи со снижением выгодности экспортных поставок (увеличение пошлины) российские поставщики заявили, что экономически обоснованной для них является доплата в 45 долл. Белорусская сторона, в свою очередь, с такой суммой не согласилась, что и стало причиной конфликта, вылившегося в отсутствие контрактов и соответственно поставок.
В одной из компаний, работающих на белорусском нефтяном рынке, в беседе с «НГ» предположили, что сторонам удастся найти консенсус и ситуация не дойдет до остановки нефтеперерабатывающих заводов. «В руках правительства Белоруссии есть инструменты, способные повысить экономическую привлекательность работы в стране, например позволить зарабатывать на внутреннем рынке за счет снижения акцизов или повышения цен», – рассуждает представитель компании. Он предположил, что в этой ситуации российские поставщики нефти тоже «пересчитали» бы свою экономику и снизили озвученную цифру.
Интересно, что в понедельник Министерство экономики Белоруссии сообщило о повышении на 12,5% стоимости транзита нефти по территории Белоруссии «в связи с изменением экономических условий поставки нефти из Российской Федерации». И хотя документ датирован 30 декабря, это не помешало некоторым экспертам связать факт повышения стоимости транзита с очередным нефтяным конфликтом. «Это абсолютно нормальное и обоснованное повышение, полностью согласованное с российской стороной», – не разделяет упомянутое мнение белорусский эксперт нефтяного рынка Татьяна Маненок. «Расчет произведен в строгом соответствии с утвержденной сторонами еще 2 января прошлого года методикой и никак не связан с обсуждением сторонами формулы цены», – сказала она «НГ».
Соглашаясь с тем, что в очередном нефтяном конфликте все же больше экономики, белорусские эксперты политический подтекст не отрицают. В белорусских тюрьмах еще сидят два российских гражданина, мировая общественность ополчилась на Лукашенко за жестокие действия в отношении участников демонстрации 19 декабря и репрессии в отношении оппозиции и негосударственных СМИ, ожидается, что вот-вот будут введены новые и восстановлены ранее действовавшие санкции. Эти факты, а также прежние ссоры, в которых руководители стран «переходили на личности», могут быть причиной того, что официальная Москва старается дистанцироваться от Александра Лукашенко и оставить решение проблемы на откуп хозяйствующим субъектам, полагают в Минске.
Тем временем, невзирая на грозные заявления мировой общественности о возможных санкциях в отношении Минска, власти не останавливают репрессивную машину. Обыски и аресты продолжаются каждый день. Вчера «за распространение информации, содержащей призывы к экстремистским действиям», было закрыто «Авторадио» – единственное СМИ, которое в период избирательной кампании не отказалось транслировать агитационные материалы кандидатов в президенты Андрея Санникова и Владимира Некляева, ныне находящихся в КГБ и обвиняемых в организации массовых беспорядков. Власти не побоялись закрыть информационный ресурс именно за размещение этих агитационных материалов.
Пока Европа думает, как быть с разбушевавшимся Лукашенко, в стране страдают не только матерые политики, но и простые граждане. В СМИ появились сообщения об уволенных членах избирательных комиссий из числа представителей оппозиции и отчисленных студентах – участниках акции протеста. Председатель общественного Комитета защиты репрессированных «СалЁдарнасць» Инна Кулей подтвердила журналистам, что отчисленные студенты уже начали обращаться за помощью. О своей готовности дать возможность продолжить образование исключенным по политическим мотивам уже заявили Польша, Чехия, Литва. Такое поведение властей может привести к тому, что население будет стремительно покидать не только ряды приверженцев Лукашенко, но и страну.
Минск