Черноморское дно на территории Украины богато природным газом.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Сразу после новогодних праздников компании «Газпром» и «Нафтогаз» могут подписать документы о создании двух совместных предприятий по добыче газа на территории Украины. Эксперты, в свою очередь, отмечают, что на сегодня не решены ни юридические, ни организационно-технологические, ни финансовые вопросы, связанные с деятельностью СП. Сам проект вызывает в Киеве много спекуляций и подозрений, поскольку речь идет о его высокой стоимости при неопределенной выгоде.
Как известно, меморандум о создании первого СП для добычи шахтного метана на Донбассе был подписан 21 декабря в Москве. Второй подобный меморандум, касающийся глубоководной добычи газа на шельфе Черного моря, будет подписан в ближайшие несколько дней. Об этом, ссылаясь на свои источники, заявил экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.
Работа над первым проектом началась еще в 2007 году: Украина и Россия приценились к структуре Паласа на шельфе Черного моря. Прогнозные извлекаемые запасы газа в этой зоне составляют 75 млрд. куб. м. Проблемы возникли из-за незавершенности переговоров о морских границах, ведь газоносные пласты на площади 162 кв. км расположены на территориях обоих государств. В итоге проект добычи отложили до выяснения, где проходит граница и чей газ будет добываться. От этого, как утверждали специалисты, зависели условия будущих договоров.
Хотя вопрос с границами не решен до сих пор, стороны вернулись к проекту. Впрочем, параметры будущих соглашений по-прежнему не разглашаются. Нет ясности и в отношении проекта добычи шахтного газа. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, комментируя подписание первого меморандума, отметил, что отраслевые министерства Украины и РФ находятся «в очень продвинутой стадии переговоров». Он сказал, что «Газпром» передал украинской стороне свои предложения по поводу перечня месторождений, а окончательные решения могут быть приняты в начале января.
Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук отметил, что Украина уже несколько лет экспериментирует с добычей шахтного метана, однако объемы его полезного использования пока приблизились только к 80 млн. куб. м в год. «В целом объемы газа в угольной породе огромны – могут исчисляться миллиардами кубометров. Но его добыча тесно связана с добычей угля, что осложняет юридическое и организационное оформление газового СП», – сказал он, добавив, что и российская, и украинская компании «только пытаются освоить соответствующие технологии добычи». Корольчук обратил внимание, что ранее шахтный газ добывался не столько с целью дальнейшего полезного использования, сколько для обеспечения безопасной работы шахтеров. «Сейчас речь идет о гораздо более сложных технологиях, поэтому можно предположить, что для «Газпрома» работа в рамках СП на территории Украины станет хорошим испытательным полигоном для отработки новых технологий», – отметил эксперт.
Кстати, глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко, говоря о будущем СП, тоже акцентировал внимание: «Для нас это не только экономика – с учетом опасности труда угольщиков, наших шахтеров, это очень важно для безопасности. И мы сделаем все, чтобы наше сотрудничество здесь развивалось быстро и эффективно».
Юрий Корольчук сказал, что проект может быть слишком затратным: «Из одной тонны перерабатываемой породы добывается примерно 6 кубометров газа. Сложно даже оценить необходимый объем инвестиций, чтобы вывести добычу на коммерчески приемлемый уровень», – сказал он. Эксперт считает, что второй обсуждающийся проект более привлекателен, но тоже может обойтись каждой из сторон примерно по 5–6 млрд. долл. долларов вложений. «Это все весьма приблизительные оценки, ведь ни «Газпром», ни «Нафтогаз» не имеют достаточного опыта глубоководного бурения, которое потребуется задействовать при разработке структуры Паласа. Кроме того, у российской компании нет на Черном море даже соответствующей инфраструктуры, которую тоже придется создавать», – отметил он.
Корольчук считает, что множество нюансов осложнит переговоры и отложит подписание соглашений на неопределенный срок. Богдан Соколовский предположил, что «Газпром» не собирается реализовывать сложные и затратные проекты на украинской территории, а процесс оформления соглашений торопит для того, чтобы «зафиксировать территорию и заморозить любые работы в этом направлении, дабы другие компании не пришли в эти проекты». «Это гарантировало бы зависимость Украины от поставок российского газа», – объяснил он.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский не согласен с таким мнением, хотя и сказал «НГ», что объем необходимых подготовительных работ не позволит подписать соглашения в январе. «Но в любом случае речь не идет о проектах, которые могли бы быть реализованы немедленно: с начала работ до добычи газа уйдет несколько лет», – сказал он. Эксперт считает важным, что украинская власть вообще занялась стратегическими проектами и начала определять партнеров. В украинских СМИ все чаще звучат опасения относительно того, что «Нафтогаз», не имея свободных финансовых ресурсов, доиграется с «Газпромом» до необходимости передачи в СП газотранспортной системы (ГТС), но Землянский категорически не согласен с таким мнением.
Несколькими днями ранее руководитель экономической группы посольства РФ в Украине Алексей Урин сказал в рамках круглого стола в Киеве: «Не вижу никакой связи (создания двух СП. – «НГ») с ГТС. Украина заинтересована в любом дополнительном источнике топлива, и, вполне возможно, добыча метана в этом плане окажется весьма перспективной. Поскольку сланцевый газ вроде как есть, но в то же время добывать его очень дорого и пока не выгодно».
Киев