Казахстанские военачальники разрабатывают план действий в Афганистане.
Фото Виктора Литовкина
В Казахстане разгорается скандал в связи с возможной отправкой воинского контингента этой страны в Афганистан. О предстоящей отправке в Афганистан саперов и инструкторов из Казахстана для поддержки действий войск США и НАТО заявила недавно госсекретарь США Хиллари Клинтон. Оппозиционные партии и Комитет матерей солдат Казахстана уже потребовали от президента Нурсултана Назарбаева немедленных объяснений. Ответа пока нет, но местные СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороны республики сообщают, что решение на этот счет принято давно и в этом нет никакой сенсации.
Между тем, во-первых, Казахстан – одна из немногих мусульманских стран и первая из центральноазиатских, которая будет принимать участие в боевых операциях Пентагона и НАТО в войне с талибами. Заметим, узбекский лидер Ислам Каримов, чья страна граничит с Афганистаном, категорически против подобных действий, считая, что решить афганскую проблему можно только мирным путем. Российский политолог Сергей Расов напоминает: «Аль-Каида» и «Талибан» прямо заявили, что накажут любую страну, которая станет помогать американцам и их союзникам». Эксперт считает, что в связи с возможным участием Казахстана в операциях в Афганистане пострадают другие страны Центральной Азии (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), с которыми Астану связывают союзнические отношения по коллективной обороне.
Во-вторых, возможное участие казахстанских военнослужащих в операциях НАТО в Афганистане в невыгодном свете показывает Казахстан и в вопросах совместной обороны в рамках структур, сформированных в Содружестве.
Совсем недавно, объединившись вместе с Белоруссией и Россией в Таможенный и Экономический союзы, Казахстан обязался сверять с союзом и свои внешнеполитические шаги. При этим, заметим, Россия и Белоруссия отказались от военного участия в урегулировании конфликта в Афганистане. Заметим, что Москва, Минск и Астана являются ключевым звеном Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). НАТО и США отказываются от сотрудничества с ОДКБ, хотя с активным участником коллективной обороны СНГ – Казахстаном, судя по всему, отношения выстраиваются вполне дружеские.
В-третьих, не секрет, что именно Россия готовит на безвозмездной основе костяк казахстанских военных специалистов (в настоящий момент в вузах РФ обучаются около 1000 человек), в том числе инженеров, саперов, артиллеристов, танкистов, летчиков, многие из которых наверняка войдут в состав контингента казахстанских войск в Афганистане. Таким образом, за счет бюджета российских налогоплательщиков Астана с выгодой для себя реализует свои внешнеполитические и военные цели.
При этом Россия тратит на оборону около 3% своего валового национального продукта, а Казахстан – только 1%. Москва исправно каждый год вносит в бюджет Казахстана около 150 млн. долл. не только за аренду космодрома Байконур, но и за использование ряда военных полигонов на территории этой страны. Одновременно Москва предоставляет Астане льготные преференции в военно-техническом сотрудничестве. Буквально неделю назад во время встречи министров обороны Казахстана и России Адильбека Джаксыбекова и Анатолия Сердюкова была озвучена информация о предстоящих поставках Астане зенитных ракетных систем С-300ПМУ1. Главком Сил воздушной обороны Казахстана генерал-лейтенант Александр Сорокин с гордостью сообщил, что поставки будут осуществлены на безвозмездной основе. А источник «НГ» в секретариате Совета министров обороны государств – участниц Содружества сказал, что это будут весьма существенные поставки – до 10 дивизионов.
Таким образом, возникает несколько вопросов. К примеру, насколько оправданны такие поставки и не повернется ли Казахстан к России спиной, превратившись из союзника в недружелюбного партнера? А главное – как расценить заигрывание Астаны с Западом и реализацию на своей территории многих военных и военно-технических программ, которые Казахстану предлагают США и другие страны НАТО?
«В позиции Астаны нет ничего удивительного, и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев занимает больше прозападную, чем пророссийскую позицию, – полагает вице-президент Академии геополитических проблем РФ Константин Сивков. – Россия старается этого не замечать, но это ошибка. Российское руководство не выстроило целостную систему военно-политических отношений со своими союзниками. Вот и получается: прикармливаем так называемых союзников, а они все равно, как волки, в лес смотрят. Разве только Астана посылает своих солдат в Афганистан? Армянские солдаты и офицеры, которых мы тоже обучаем бесплатно, давно там воюют». Эксперт не исключает, что после ухода с политической сцены Назарбаева, а также других нынешних «пророссийских» лидеров стран СНГ, на их место придут более проамериканские руководители, которые, как грузинский президент Михаил Саакашвили или экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев, в военном и экономическом отношениях повернутся спиной к России.
«В том, что мы строим с Казахстаном выгодные для него военно-технические отношения, нет ничего плохого, – считает, в свою очередь, директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – С помощью Казахстана мы решаем и свои оборонные вопросы, особенно в сфере ПВО. Это взаимовыгодно. Если мы этого делать не будем, на смену нам придут другие, и это, к сожалению, уже происходит. Казахстан подписал с Южной Кореей соглашение о строительстве на Каспии верфи по производству военных кораблей. Хотя до этого вел с нами переговоры на эту тему. Без участия России Казахстан модернизировал свою бронетехнику, самолеты. С Израилем развертывает производство беспилотников, ведет переговоры о закупке 45 средних многоцелевых вертолетов EC145, с американцами – шести военно-транспортных самолетов С-130J. Но этого не надо бояться». Эксперт указывает на тот факт, что российская оборонка в кризисе и Минобороны РФ само начинает закупать современное вооружение и военную технику за рубежом. Коротченко считает, что российское руководство должно более четко выстроить со странами СНГ систему союзнических отношений, в которых должны досконально быть определены принципы, на которых они строятся. «Должна быть выстроена система взаимных консультаций. Тогда и не будет обсуждаться вопрос – прав или не прав Назарбаев, посылающий свои войска в Афганистан», – считает эксперт.