Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко договорились по Таможенному союзу.
Фото РИА Новости
В течение двух дней Москва принимала высокопоставленные делегации из стран СНГ, прибывшие сразу на несколько саммитов: ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенного союза (ТС) и, собственно, Содружества. Прорывом стало решение на уровне глав государств добиться полноценного функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках ТС с 1 декабря 2012 года.
Каждой из коллективных встреч на высоком и высшем уровнях сопутствовало принятие внушительного количества документов, несмотря на имеющиеся противоречия в каждом из объединений. Только в формате Организации Договора о коллективной безопасности его членам (РФ, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) предстояло рассмотреть 45 вопросов, посвященных повышению эффективности ОДКБ во внешнеполитической, военной и военно-технической сферах, принять политическую декларацию и заявление о миротворческих силах. Как сказал накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров, Совет глав МИД стран ОДКБ готов одобрить в четверг пакет документов, позволяющий более эффективно реагировать на кризисные ситуации вроде той, что имела место в Киргизии в июне. «Произошедшее выявило необходимость совершенствования механизма кризисного реагирования. Мы завершили серьезную работу над соответствующим пакетом документов, которые мы рассчитываем сегодня одобрить накануне сессии Совета коллективной безопасности», – сказал Лавров. По мнению министра, события в Киргизии стали проверкой организации на прочность.
События в Киргизии проверили ОДКБ не только на прочность, но и показали неспособность организации реагировать на просьбы собственных же членов. Напомним, временное правительство Киргизии в июне просило ОДКБ вмешаться в ситуацию в республике, чреватую расколом государства. Однако из-за отсутствия политических рычагов ОДКБ не отозвалась на просьбу. Беспомощность породила вопрос, подвергший сомнению институциональную состоятельность ОДКБ: способна ли эта организация выполнять собственный устав, в числе прочих, например, пункт о коллективной защите, если в отношении одного из членов организации будет совершена агрессия? Ответ, в общем-то, на поверхности – ни один из лидеров ОДКБ не горит желанием отправлять своих солдат за пределы страны. Соответственно подвис вопрос о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). И как следствие, возник другой: ОДКБ – имитация ответа, противовеса или альтернативы НАТО? На нынешнем саммите в Москве предстояло не просто ответить на этот вопрос, а судя по настрою его участников, убрать вопросительный знак.
Как сказал пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов, на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) главы государств примут к рассмотрению документы, подготовленные после трагических событий в Киргизии в соответствии с договоренностями, достигнутыми на неофициальной встрече в Ереване 20 августа. «Будут рассмотрены проекты соглашений по статусу и использованию КСОР», – сказал Зайнетдинов. По его словам, заложенные в документах нормы позволят регулировать вопросы пересечения границы и размещения КСОР «в других государствах, предоставления возможных услуг и снабжения этих сил принимающей стороной, куда подразделения КСОР направляются для проведения операций по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ». Таким образом, если подготовленные три пакета документов будут приняты, то это позволит надеяться на несравнимо большую эффективность этого альянса. Кстати, в Москве председательство в ОДКБ от Армении перешло к Белоруссии.
Заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в четверг проходило в двух форматах: «пятерки», который включает все государства – члены ЕврАзЭС (РФ, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия) и «тройки» (РФ, Белоруссия, Казахстан), или Высшего органа Таможенного союза (ТС). И если в широком формате предполагалось утвердить договоры общего характера, утвердить концепцию международной деятельности и общую программу на ближайшие годы, то от эффективности «тройки» зависит судьба не просто Таможенного союза, но, вероятно, и других интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Как сказал перед началом заседания журналистам представитель делегации Белоруссии, «Таможенный союз подписан, но не работает». Главная проблема – в противоречиях между Минском и Москвой, о чем «НГ» писала в четверг. Между тем, несмотря на явную стагнацию, к ТС обозначила интерес Армения и буквально рвутся в организацию Киргизия и Таджикистан – чему откровенно не рады ни в Москве, ни в Астане, ни в Минске в силу несоответствия экономических потенциалов государств и отсутствия равнозначной взаимной выгоды: если открытые границы ТС в плане возможности трудоустройства и других «соблазнов» привлекательны для граждан Киргизии и Таджикистана, то обратной такой тяги у граждан стран ТС явно не наблюдается.
С учетом сложностей и экспертных оценок подписание декларации по итогам заседания Высшего органа ТС стало неожиданностью. В документе говорится, что ЕЭП в рамках ТС начнет полноценно функционировать с 1 января 2012 года, а страны – участники «тройки» будут двигаться к созданию Евразийского экономического союза. «Главы государств констатировали, что 9 декабря 2010 года завершено создание нормативно-правовой базы ЕЭП. Главы государств подтверждают, что 1 января 2012 года ЕЭП начнет полноценно функционировать», – отмечается в документе. В декларации говорится, что «Таможенный союз и ЕЭП открыты для других стран». На уровне глав государств были также подписаны соглашение о согласованной макроэкономической политике, соглашение о согласованных принципах валютной политики в рамках ЕЭП, соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в государствах – участниках Единого экономического пространства... И стало понятно, почему встретившиеся с глазу на глаз президенты России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко шли на встречу с лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в приподнятом настроении – минский гость бросил журналистам: «Вы не поспеваете за нами».
А вот саммит на высшем уровне в формате Содружества Независимых Государств вышел неполным. По случаю 15-й годовщины Дня нейтралитета Туркмении в Москву не смог прибыть президент Гурбангулы Бердымухамедов. В Молдавии лишь недавно состоялись парламентские выборы и идет формирование ветвей власти. Не было в российской столице и азербайджанского лидера Ильхама Алиева. Прибывшие главы государств подтвердили расхожее мнение, что СНГ помимо всего – удобная площадка для встреч.
В отличие от политиков и чиновников в экспертном сообществе настрой в отношении прошедших саммитов неоднозначный. Так, глава Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил «НГ»: «СНГ остается клубом по интересам. ОДКБ – это организация, которой надо доказать свое существование после того, как она проморгала две подряд революции в Киргизии с массовыми беспорядками, хотя по своей сути должна была обеспечить там порядок. Что же касается ЕврАзЭС, то это движущая сила Таможенного союза. Но если Россию примут в ВТО, то начнутся проблемы и у ЕврАзЭС, и в ТС». По словам Делягина, будущее всех упомянутых альянсов зависит от состояния России: если она будет оставаться в нынешнем состоянии, то и все эти структуры придут в упадок, а если начнет движение по поступательной, то и они получат второе дыхание, хотя «еще и первого не получали».