Александр Лукашенко попенял тем, кто использует газ как инструмент политического давления.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Чем ближе Новый год, тем чаще в Белоруссии вспоминают о проблемах в отношениях с Россией. В Минске надеются, что «Газпром» согласится на корректировку формулы образования цены на газ в следующем году, и рассчитывают избежать газовой войны в конце года нынешнего.
«Российская сторона не исключает корректировки контракта в части ценообразования на углеводородное сырье на 2011 год», – написало вчера официальное информационное агентство БЕЛТА, комментируя итоги переговоров первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, которые прошли во вторник. Ссылаясь на свои источники в белорусском посольстве в Москве, агентство утверждает, что стороны достигли взаимопонимания в вопросе срока перехода к равнодоходным ценам на газ, и будет это не 1 января 2011 года, как ранее предусматривал газовый контракт, а 1 января 2015 года, когда сама Россия намерена перейти на рыночные цены. По словам источника, поступательный переход к равнодоходным ценам будет длиться в 2012–2014 годах. «Одновременно стороны выразили взаимопонимание, что данные вопросы могут быть решены пакетно при подписании соответствующих соглашений по ЕЭП», – сказал информированный собеседник агентства.
Интересно, что днем ранее пресс-служба ОАО «Газпром» сообщила несколько иную информацию об итогах переговоров. «Стороны отметили, что цена поставки будет определяться по формуле в полном соответствии с действующим контрактом», – говорилось в сообщении.
Напомним, что о планах Белоруссии вести переговоры по сохранению цены нынешнего года в следующем заявил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский 19 ноября. В качестве аргумента он привел мировое снижение цен при спотовых поставках, а также сослался на аналогичную позицию других покупателей российского газа. Белоруссия уже год ведет напряженные, доходящие до открытой конфронтации переговоры по пошлинам на нефть, которые ввела Россия с этого года. Эксперты, пытаясь разобрать клубок российско-белорусских газовых и нефтяных проблем, отягощенных президентскими выборами в стране и совершенно испортившимися личными отношениями руководителей двух стран, говорили о надвигающейся «энергетической войне».
«Официальные заявления сторон зачастую могут не иметь ничего общего с тем, как в реальности шли переговоры», – прокомментировал «НГ» разные оценки одной и той же ситуации белорусский чиновник, не пожелавший назваться. По его словам, «действительный результат где-то посредине». Собеседник газеты не смог назвать предполагаемую цену газа для Белоруссии, но предположил, что это тоже будет «нечто среднее между желаемым для Минска и заявляемым Москвой». «Может быть, долларов 200 за тысячу кубометров», – полагает он. Вчера эту же цифру как возможную цену назвал и «Интерфакс–Запад», ссылаясь на источник в профильном министерстве.
Напомним, что цена четвертого квартала 2010 года – 196 долл. за 1 тыс. куб. м, среднегодовая цена складывается на уровне 185 долл. (в 2009-м было 150). На эту цену и ориентируется правительство Белоруссии, напоминая о снижающихся мировых ценах на газ и возможности альтернативных поставок сжиженного газа из других стран. Как ранее писала «НГ», Белоруссия и Литва договорились о совместном строительстве терминала по приему сжиженного газа.
Собеседник «НГ» также предположил, что в этом году газовой войны может и не случиться. Он напомнил, что действующий контракт с ОАО «Газпром» заканчивается как раз в конце 2011 года, и следующий год будет годом разработки новых условий поставки газа в Белоруссию. «Думаю, что все сложные «газовые» переговоры состоятся в 2011 году, пока же стороны найдут компромисс», – сказал он.
Несмотря на тревожные ожидания общественности, среди комментариев белорусских экспертов также доводится встречать мнение, что пик «газовых страстей» придется не на этот год, а на следующий. Еще одним аргументом в пользу этой точки зрения является тот факт, что в 2011 году должен начать работу «Северный поток», а это означает, что угрозы повысить стоимость транзита через Белоруссию потеряют свою актуальность, что серьезно усилит российские переговорные позиции.
Правда, как отмечала «НГ», в экономику может вмешаться политика. Лукашенко недавно заявил, что Россия использует газ как инструмент политического давления, а значит, и этот контракт станет предметом торга.
Минск