Ислам Каримов задумался о демократических преобразованиях.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Узбекистана Ислам Каримов в конце минувшей недели заявил о возможности проведения демократических реформ в стране. Речь идет о внесении изменений в Конституцию, обеспечивающих усиление роли парламента за счет сокращения президентских полномочий, повышение значимости политических партий в общественно-политической жизни Узбекистана и более высокую степень свободы СМИ.
Ислам Каримов в минувшую пятницу на совместном заседании обеих палат парламента республики заявил, что процесс демократизации в Узбекистане «приобрел бесповоротный и последовательный характер». Он напомнил, что республика после обретения независимости в 1991 году отказалась от революционного проведения реформ путем шоковой терапии, избрав собственную «узбекскую модель» развития страны, которая «уберегла народ от тяжелейших экономических и социальных потрясений».
Сегодня, по словам президента, пришло время для следующего шага экономического и политического развития государства. Для этого Каримов предложил распределить полномочия между тремя субъектами государственной власти: президентом, законодательной и исполнительной властью. По предложению президента парламент, а точнее, партия, получившая большинство мест в Законодательном собрании, будет наделена правом выдвигать кандидатуру премьер-министра, объявлять вотум недоверия главе кабинета министров. По словам президента, «кандидатура премьер-министра будет считаться утвержденной, если за нее проголосовали более 50% депутатов нижней палаты и членов Сената». Сегодня кабинет министров формируется исключительно главой государства. Таким образом, Ислам Каримов решил добровольно поделиться частью своих полномочий с депутатским корпусом, изменив статью 98 Конституции, и назвал свое решение «новым этапом демократизации страны».
Изменению подвергнется также конституционная статья, регламентирующая замещение президента на то время, когда он не может исполнять свои полномочия. По предложению президента Каримова в этом случае полномочия главы государства примет на себя председатель Сената Олий Мажлиса (верхней палаты парламента). Такое положение, по мнению Каримова, является обычной практикой в демократических государствах. Согласно же действующей Конституции в случае, если президент не может исполнять свои обязанности, то исполняющий его обязанности на срок до трех месяцев избирается из числа депутатов в течение 10 дней на чрезвычайном совместном заседании обеих палат парламента. Если же и после трех месяцев президент не сможет вернуться к работе, то в этом случае назначаются всенародные выборы главы государства.
Выяснилось, что Каримов не в полной мере доволен освещением в средствах массовой информации тех или иных событий в республике и мире. Он заявил о необходимости обеспечения СМИ свободой слова и информации и предложил принять ряд соответствующих законов.
Изменения грядут в судебно-правовой системе, Избирательном кодексе, в формировании институтов гражданского общества и неправительственных организаций. Ряд мер президент предложил провести в экономической сфере. В заключение Ислам Каримов выразил уверенность, что предложенная им концепция ляжет в основу конкретной долгосрочной программы действий парламента страны по реформированию и модернизации Узбекистана.
«Инициативы Каримова, на мой взгляд, связаны с необходимостью осовременить имидж Узбекистана. Все мероприятия, о которых он говорил, по улучшению судебной системы, развитию многопартийности и т.д. с поправкой на узбекскую реальность рассчитаны для внешнего пользователя. В реальной политике они большой роли не играют. Я не думаю, что в Ташкенте будут затеяны глубинные институциональные реформы, угрожающие стабильности будущего процесса передачи власти», – заявил «НГ» гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов. По его мнению, «реальные реформы будут проведены после смены поколения элит, когда вопрос передачи власти будет решен в полном объеме».
По мнению узбекского политолога, руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» Владимира Парамонова, если для внешнего мира, особенно для стран, ориентированных на некие западные «стандарты», эти изменения могут показаться несущественными, то для самого Узбекистана они, напротив, достаточно весомы. «Реформы проводятся уже многие годы. Это показатель движения вперед. Никаких революций, никаких резких шагов и тем более прыжков в такой особой сфере, как политическая. Главное сейчас, как и ранее, – сохранить стабильность, поступательность и устойчивость развития», – сказал «НГ» Парамонов. По его мнению, нельзя допустить непродуманных шагов, способных в одночасье ввергнуть Узбекистан и соответственно всю Центральную Азию в хаос.
«В Узбекистане в отличие от ряда других постсоветских стран не делают секрета из характера проводимых реформ и «не стараются пустить пыль в глаза внешнему миру пропагандой или игрой в демократию. Я не хочу бросать камень в огород других постсоветских стран, пусть народы этих государств живут так, как считают нужным, но уверен, что критика из этих стран по поводу процессов в Узбекистане как минимум неуместна. Один из показательных примеров – «демократический остров», как ее называли на Западе, – Киргизия с ее многолетней нестабильностью и перманентными переворотами», – заявил «НГ» Парамонов.