Вчера стало известно о том, что МИД Белоруссии не продлил аккредитацию журналисту радиостанции «Голос России», который работал ее корреспондентом в течение семи лет. Как прокомментировали ситуацию в белорусском МИДе, журналист наказан за то, что продолжал работать в тот период, когда одна аккредитация закончилась, а другая не началась. Сам журналист считает это предупреждением Минска Москве.
«У Евгения Огурцова была аккредитация. Он не обратился вовремя за ее продлением и около двух месяцев работал нелегально, без аккредитации», – цитирует информационное агентство «Интерфакс-Запад» комментарий начальника управления информации – пресс-секретаря белорусского МИДа Андрея Савиных. По словам представителя внешнеполитического ведомства, за это корреспонденту «Голоса России» аккредитацию и не продлили, когда он за ней все-таки обратился.
Сам же журналист излагает несколько иную версию происходящего. По его словам, как и все предыдущие годы, редакция радиостанции отправила в МИД Белоруссии необходимые документы на аккредитацию, срок которой истекал 1 сентября. Письмо из Москвы было отправлено 20 августа, о чем свидетельствует почтовый штемпель, однако в Минск пришло 11 сентября. Рассмотрел заявление МИД только 2 ноября. В период с 1 сентября и по сей день репортажи из Белоруссии регулярно появлялись в эфире «Голоса России». Это дало МИДу основания сделать вывод о том, что журналист Евгений Огурцов работал на иностранное СМИ без аккредитации, а в соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке аккредитации в Республике Беларусь журналистов иностранных СМИ» это является основанием для того, чтобы эту аккредитацию не получить.
Правда, сам Огурцов утверждает, что, пытаясь выпутаться из правовой коллизии, весь этот период выступал в эфире как частное лицо – писатель-публицист. «Я считаю, что это своеобразное предупреждение России со стороны белорусского руководства о том, что оно будет наказывать всех тех, кто ему чем-то не угодил», – цитирует оценку ситуации со стороны самого Евгения Огурцова Белорусская ассоциация журналистов. Там уточнили, что Огурцов – гражданин Белоруссии и выслать из страны его не могут, однако понятно, что проблема с трудоустройством для него встала со всей очевидностью.
В стране, которая, по оценке международных экспертов, имеет большие проблемы со свободой слова, ситуация в журналистике не может быть безоблачной. Как писала «НГ» ранее, белорусские журналисты поделены на «честных» и «нечестных», как окрестил их президент страны Александр Лукашенко. Журналисты белорусских негосударственных газет и корреспонденты иностранных СМИ – «нечестные» и находятся под особым вниманием власти. Особенно уязвимы те, кто рискует работать на иностранные СМИ.
Фактически для них существует разрешительный принцип на работу. При этом отказать в аккредитации могут как по надуманным поводам, так и без повода. За журналистом, которому отказано в регистрации, начинается слежка. Появление его статей в газетах и репортажей в эфире расценивается как нарушение законодательства страны, журналисты получают предупреждения одно за другим и фактически навсегда теряют возможность работать по специальности. Известны случаи, когда журналисты, «запятнавшие» себя связью с иностранными СМИ, вынуждены работать грузчиками и т.п.
За период правления Лукашенко информационное поле Белоруссии оказалось настолько защищенным, что иностранные СМИ представлены в стране только информагентствами, которые не дают никаких оценок происходящему. С момента начала российско-белорусской информационной войны, в которую журналисты оказались втянутыми в силу своей профессии бойцов информационного фронта, существенно усложнилась ситуация для журналистов российских СМИ.
Причем как тех, которые вынуждены озвучивать позицию Кремля, так и тех, кто старается дать объективную картину происходящему. Наряду с этим в Минск приезжают «десанты» из журналистов российских регионов, визиты которых щедро оплачены из белорусского бюджета.
Минск