Кавказский маршрут доставки энергоресурсов Каспийского бассейна в Восточную и далее в Западную Европу все больше привлекает внимание как экспортеров, так и потенциальных покупателей нефти и газа. На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о возможности поставок казахской нефти в ЕС в обход проливов Босфор и Дарданеллы – через Кавказ.
Учитывая уже имеющиеся договоренности и перспективные планы заинтересованных сторон, можно сказать, что кавказский маршрут с каждым годом приобретает все большее значение для Запада. Как уже писала «НГ», между Азербайджаном, Грузией и Румынией уже подписаны соответствующие документы о реализации проекта доставки азербайджанского сжиженного газа в Румынию.
На днях в ходе официального визита в Украину президента Ильхама Алиева Баку и Киев договорились увеличить поставки азербайджанской нефти в Украину. На совместной пресс-конференции глав двух стран было отмечено, что стороны решили начать работу над стратегическим договором, предусматривающим значительное увеличение поставок азербайджанских энергоносителей в Украину.
«Увеличение поставок азербайджанских энергоносителей в Украину, в частности нефти, будет осуществляться по нефтепроводу Одесса–Броды. Мы рассчитываем, что эта программа в течение нескольких лет создаст условия для значительного увеличения поставок энергоносителей», – заявил президент Украины Виктор Янукович.
В свою очередь, Ильхам Алиев отметил, что азербайджанская сторона уже начала увеличение энергоносителей в Украину, поставив в эту страну более 1 млн. тонн нефти.
«Мы рассчитываем в будущем наращивать объемы поставок», – сказал Алиев. При этом он объяснил такие намерения планами Азербайджана на увеличение уровня добычи азербайджанской нефти. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) в 2011–2014 годах в Азербайджане будет добыто 223 млн. тонн нефти и 120 млрд. кубометров газа. Причем, если в 2011 году объем добычи прогнозируется в объеме 51,6 млн. тонн, то в 2014 году он будет доведен до 62,4 млн. тонн. Что же касается газа, то на 2011 год объем его добычи прогнозируется в 29 млрд. кубометров, а в 2014 году он достигнет уровня 32 млрд. кубометров.
По мнению местных экспертов, нацеленность на увеличение добычи энергоресурсов свидетельствует о том, что Баку, во-первых, нашел потенциальных покупателей для своей продукции. Во-вторых, прокладывая новые маршруты, Азербайджан рассчитывает стать транзитной страной для прокачки энергоресурсов с восточного берега Каспийского моря. То, что эта идея рассматривается уже в практической плоскости, подтвердили на днях друг за другом президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев.
«В перспективе через территорию Азербайджана на украинские рынки может поставляться нефть соседних стран, расположенных на восточном побережье Каспийского моря. И этот проект также будет способствовать более полной интеграции стран Черноморского и Каспийского регионов. И тем самым мы создадим еще один очень надежный энергетический коридор, который будет связывать Каспийское море, очень богатое энергоресурсами, с рынками Украины, с рынками Европы», – заявил Ильхам Алиев в Киеве.
В то же время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью New Europe заявил, что существует интерес к проектам, направленным в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
«Мы не исключаем возможности их использования для поставок нефти на рынки Европы», – подчеркнул президент. При этом он уточнил, что «было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки нефти через кавказский коридор, то есть через Каспийское море, Азербайджан и Грузию, – в Черное море, дальше танкерами до Румынии. Тогда проект Констанца–Триест нам пригодится».
По данным казахстанских СМИ, правительство этой страны серьезно задумывается над проектом прокладки нового нефтепровода между Каспием и Черным морем. Дело в том, что с началом освоения крупнейшего в мире месторождения Кашаган Казахстан дополнительно получит более 50 млн. тонн нефти. Именно поэтому Астана сегодня заинтересована в открытии нового маршрута транспортировки своей нефти через кавказский коридор, то есть через Каспийское море, Азербайджан и Грузию, – в Черное море, дальше танкерами до Румынии. Заинтересованность Астаны в данном маршруте объясняется в первую очередь тем, что сегодня казахстанская нацкомпания «КазМунайГаз» владеет 100% акций румынской компании The Rompetrol Group NV, куда входят два нефтеперерабатывающих завода «Петромидиа» и «Вега».
Следует заметить, что Азербайджан для поставки нефти на Черное море располагает двумя трубопроводами – Баку–Супса и Баку–Новороссийск. В случае необходимости он может использоваться для транспортировки казахстанской нефти. Переговоры по этим вопросам уже ведутся между «КазМунайГаз» и ГНКАР. Чем они завершатся, станет известно скорее всего в следующем году.
Баку