Официально у Армении территориальных претензий к Турции нет.
Фото автора
Совет национальной безопасности (СНБ) Турции внес изменения в Стратегию национальной безопасности, которые будут действовать в течение ближайших пяти лет. Из группы государств, несущих внешнюю угрозу Анкаре, исключены сразу две республики бывшего СССР – Армения и Грузия. Выведены также Иран, Сирия, Болгария, и, наоборот, в «красный список» включен Израиль. Ожидалось, что из ряда потенциальных врагов Турции будет исключена и Россия, особенно с учетом позитивной динамики развития отношений последнего периода. Однако этого пока не произошло.
Эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко в результатах коррекции Турцией «красного списка» не видит ничего странного – это реальный подход, объективно отражающий геополитические расклады.
«При всем нынешнем обаянии российско-турецких отношений, при всех благожелательных настроениях Турция будет серьезным конкурентом России. И рост турецкого присутствия на Южном Кавказе, а он уже заметен, приведет к тому, что появятся противоречия, и достаточно заметные. Не только вокруг Нагорного Карабаха, природного газа, но и в целом. На сегодня Турция – держава, которая, не учитывая ядерного оружия, вполне сопоставима с Россией. К этому надо привыкать», – заявил «НГ» Алексей Малашенко.
И обратное – пребывание Грузии в группе недругов Турции выглядело как нонсенс. Тем более при том, что сам Тбилиси давно внес Анкару в список своих стратегических партнеров. Поэтому исключение Грузии из числа государств, несущих угрозу Турции, иначе как закономерностью не назвать. Руководитель Южнокавказского института региональной безопасности (SCIRS) Александр Русецкий сказал «НГ»: «Странно, что Турция сделала это только сейчас, а не раньше. Вообще нахождение Грузии в турецком «красном списке» – издержки прошлой, советской эпохи».
Госминистр Грузии по реинтеграции, вице-премьер правительства Темури Якобашвили корректировку СНБ Турции назвал соответствующим духу турецко-грузинских отношений. «Связи Турции и Грузии можно назвать эталонными, несмотря на наше неоднозначное историческое прошлое. Сейчас отношения развиваются динамично по всем направлениям: политика, экономика, гуманитарная сфера. Это тот формат отношений, который мы бы хотели иметь со всеми странами, и в первую очередь с Россией», – заявил «НГ» Якобашвили.
С Арменией ситуация сложнее, чем с Грузией. Мало того, что между Ереваном и Анкарой прерваны дипломатические отношения, так вдобавок к этому Турция в Военной доктрине Армении именуется «потенциальной угрозой», что, к слову, в ходе проведения международной экспертизы этого документа в 2008 году вызвало нарекания специалистов НАТО. Логично было бы предположить, что изменения, внесенные Турцией в свою Стратегию безопасности, вызовут ответное смягчение позиции Армении, однако и тут не все так просто.
Высокопоставленный источник в МИД Армении заявил «НГ», что вряд ли стоит ожидать каких-то изменений линии Еревана до тех пор, пока Анкара не прекратит антиармянские действия на международной арене, не ратифицирует швейцарские протоколы по нормализации турецко-армянских отношений, а также не начнет предпринимать практические действия в соответствии с ними. «Исправления, принятые Совбезом Турции, – это внутреннее дело Анкары, мы же смотрим на конкретное положение дел, а оно иное, чем декларируемая турецкой стороной доброжелательность к соседям», – сказал «НГ» собеседник.
Корректировка Анкарой «красного списка» является последовательным продолжением политики Турции в регионе. Это государство поставило цель – стать на Южном Кавказе региональным лидером и быть в первом ряду сильнейших мировых игроков. Отсюда вытекает провозглашенный турецкими властями лозунг «С соседями – ноль проблем», и обширные амбиции государства со 100-миллионным населением, с бурно развивающейся экономикой, обладающего одной из мощнейших армий в мире, элементарно не позволяют держать в главных врагах находящуюся в полублокаде Армению с 3-миллионным населением.
Директор Института востоковедения АН Армении Рубен Сафрастян действия Анкары назвал логичными. «Армения, исходя из своей внешнеполитической доктрины, не представляет угрозы ни для кого – мы не собираемся на кого-то нападать или угрожать. Это в Турции прекрасно понимают, и еще в 90-е годы представители турецкого генералитета подчеркивали, что единственная страна, как-то угрожающая интересам Анкары в регионе, – это Россия. Так что в этом смысле исключение Армении из «красного списка» можно рассматривать как пиар-ход, – сказал «НГ» Сафрастян. – Но какое улучшение отношений может он вызвать, если между странами даже нет межгосударственного договора?! Да, армянское общество считает навязанный Армении Карский договор, определяющий нынешние границы обоих государств, несправедливым, но официально мы его не оспариваем. Армения вступила в ООН, и это является доказательством признания нынешней территории Турции». По словам Сафрастяна, реальное состояние отношений между Анкарой и Ереваном от исключения Армении из турецкого «красного списка» не изменится. А оно на сегодня заключается в продолжающемся давлении Турции на Армению по карабахскому вопросу и по вопросу отказа армянской стороны от осуществленного в Османской империи геноцида армян. Еще один собеседник в Ереване – бывший высокопоставленный сотрудник Министерства обороны республики, заявил «НГ»: «Было бы все так просто с Турцией и добросердечно, нам не понадобилось бы продлевать договор с Россией о пребывании ее военной базы в Армении еще на 49 лет».
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов заметил «НГ»: база – базой, а исключение Армении из списка врагов, при том что Россия в нем осталась, похоже на попытку Турции «развести стратегических партнеров, усилить свои позиции на Южном Кавказе вплоть до того, чтобы быть там полноценной хозяйкой». «К сожалению, своей нерешительностью на южных рубежах Россия сама предоставляет такие возможности. А видя эту нерешительность, и ее союзники теряют уверенность», – заявил «НГ» Ивашов. По его словам, в целом то, что Россия не выведена из «красного списка» Анкары, свидетельствует о том, что наши дипломаты не доработали по турецкой линии.
«Надо также учитывать, что Турция – член НАТО. И скорее всего на принятие подобного решения в отношении России на Турцию оказывали мощное давление США. Мне кажется, произошел некий размен: Анкаре позволили включить Израиль в число врагов – в турецком обществе действительно у Израиля сформирован образ врага, но взамен в списках враждебных государств останется и Россия. Здесь была какая-то торговля», – сказал «НГ» Ивашов. По его словам, надо учесть и тот факт, что Россия и Турция и на Южном Кавказе, и во «всем большом регионе» выступают пока как соперники. Леонид Ивашов считает также, что решение СНБ Турции оставить Москву во врагах, могло быть вызвано подписанием 6 сентября соглашения между Россией и Израилем о военном сотрудничестве – «это еще не союз, но уже сотрудничаем против кого-то». «Четко просматривается, что Россия уже согласилась и добывать информацию, и поставлять что-то Израилю именно против исламского мира... В ответ мы получили то, что получили», – сказал «НГ» Леонид Ивашов.
Однако при этом президент Академии геополитических проблем не исключает того, что следующий пересмотр стратегии национальной безопасности Турции, а это произойдет через пять лет, будет несколько иным. «Россию, видимо, исключат из «красного списка». Турция находится в переходном состоянии. Она еще не совсем изгнана из Европы: ее в НАТО держат, но в Евросоюз не пускают. Турция обозначила разворот в сторону исламского мира, но его союзником при этом не является. Ей нужны партнеры», – полагает Ивашов.