Президент Гурбангулы Бердымухамедов готов обеспечить туркменским газом полмира.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент России Дмитрий Медведев 22–23 октября посетит с рабочим визитом Туркмению. Главные вопросы, которые он обсудит с коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым, касаются энергетики, хотя, как сказал компетентный источник «НГ», соглашения в этой сфере подписывать не планируется. Эксперты полагают, что визит президента РФ свидетельствует о попытке России сохранить влияние на энергетическую политику Туркмении, несмотря на относительно небольшие объемы закупок местного газа.
Повестка визита Медведева в Туркмению пока согласовывается. Известно лишь, что главы государств обсудят двустороннее взаимодействие в стратегических сферах экономики, вопросы, связанные с международными проблемами. Планируется также уточнить детали подписанного соглашения по паромному сообщению между портами Туркменбаши–Астрахань–Махачкала.
Обсуждение международных проблем сведется к обмену мнениями по совместным действиям против международного терроризма, распространения наркотиков и оружия. Туркменский лидер предложил в ближайшее время провести в Ашхабаде саммит по безопасности в Центральной Азии и Каспийском бассейне с участием глав государств региона. Этот вопрос будет обсуждаться 23 октября на трехсторонней встрече президентов России, Туркмении и Узбекистана.
Традиционно основной темой станет энергетика. Как известно, Россия до апреля 2009 года оставалась главным импортером туркменского газа, закупая около 70 млрд. куб. м в год. Но вследствие мирового кризиса Россия в одностороннем порядке, несмотря на протест Ашхабада, перекрыла газовый вентиль, что в конце концов обернулось технологической аварией на трубопроводе Средняя Азия–Центр-4. Сотрудничество в газовой отрасли было прервано на девять месяцев.
Сегодня Россия импортирует 10 млрд. куб. м газа в год, хотя подписанное между «Газпромом» и Туркменией соглашение предусматривает закупку 30 млрд. куб. м. Иллюзий по поводу того, что в ходе визита Медведева объемы будут увеличены, в Ашхабаде не питают и более надежной считают проработку других маршрутов экспорта газа. Об этом, в частности, Бердымухамедов говорил в конце сентября на саммите тюркоязычных стран в Стамбуле, а затем и в Нью-Йорке на юбилейной сессии ООН. Попутно он сообщил, что разведанные запасы газа в Туркмении составляют 24,6 трлн. куб. м. Ашхабад, по его словам, намерен в ближайшие годы добывать 230 млрд. куб. м газа и 180 млрд. куб. м газа из них – экспортировать.
Так, уже в будущем году Туркмения намерена увеличить объемы поставок газа в Китай и Иран. Большие надежды Ашхабад возлагает на реализацию новых проектов на юг и запад. Речь идет о строительстве магистрального трубопровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ). Пока между странами-участницами подписано рамочное соглашение, но не за горами подписание окончательного договора. Это скорее всего произойдет в декабре в Ашхабаде на встрече президентов стран – участниц проекта ТАПИ.
«При осуществлении проекта ТАПИ участники основываются на принципах многосторонней выгоды и учета интересов производителя, транзитеров и потребителей энергетического сырья», – сказал на брифинге для журналистов Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркмении в РФ Халназар Агаханов. В Ашхабаде считают, что с развитием экономического сотрудничества ситуация в Афганистане стабилизируется, поэтому туркменская сторона предлагает параллельно газовому маршруту построить авто- и железную дорогу.
При всем этом Ашхабад не отказывается от участия в европейском проекте Nabucco, которому еще в 2008 году пообещал поставлять ежегодно 10 млрд. куб. м газа с восточных месторождений Южный Иолотань, Давлетобад и правобережья Амударьи, запасы которых оцениваются в 700 млн. куб. м газа. Перебрасываться голубое топливо на побережье Каспия будет по внутреннему трубопроводу Восток–Запад, строительство которого ведет государственная компания «Туркменгаз». Причем заявление о том, что этот проект не может быть реализован из-за неопределенности статуса Каспия, а также наличия спорных месторождений между Туркменией и Азербайджаном, сегодня уже становится не актуальным, поскольку разрабатывают альтернативные варианты доставки туркменского газа в Nabucco, который в Москве считают конкурентом «Южному потоку». «Поэтому задача России состоит в том, чтобы помешать Туркмении наладить отношения с Азербайджаном», – сказал «НГ» глава компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, если отношения нормализуются, то между этими странами можно будет наладить переброску газа и заполнить трубопровод Nabucco. В Ашхабаде и Баку заявляют, что отношения между странами нормализовались, но эксперты считают, что не настолько, чтобы начать реализацию крупных совместных проектов.
«В последний год отношения между Азербайджаном и Туркменией действительно улучшились. Это не может не вызывать тревогу Москвы, как и то обстоятельство, что дружеский «Газпрому» итальянский концерн ENI прорабатывает схему доставки туркменского сжиженного газа в Азербайджан. Известно, что Туркмения готова рассмотреть это предложение, но при условии экономической целесообразности. Что же касается участия Ашхабада в многочисленных энергетических проектах, то, по словам Халназара Агаханова, «Туркмения придерживается своей энергетической политики, которая заключается в том, что нефть и газ будут продаваться на границах государства», а как и в каком направлении дальше будут перенаправляться углеводороды, Ашхабад не интересует.
Для того чтобы гарантировать выполнение всех соглашений с транзитерами и потребителями, президент Бердымухамедов предложил в рамках ООН разработать единую концепцию безопасности, которая предполагает отказ от прежних схем, в которых преобладали геополитическое соперничество, борьба за контроль территорий и ресурсов, раздел сфер влияния. А также создать специальный энергетический совет ООН.