Президент Узбекистана Ислам Каримов в очередной раз обратил внимание общественности на проблему использования трансграничных рек в Центральной Азии. В минувший четверг в ходе рабочей поездки по стране он заявил, что реализация проекта строительства Рогунской ГЭС оставит большую часть жителей Узбекистана без воды на восемь лет, пока будет заполняться Рогунское водохранилище. Между тем власти Таджикистана полны решимости достроить этот важный для республики энергетический объект.
Узбекистан на протяжении последних пяти лет последовательно выступает за пересмотр строительства крупномасштабных гидроэлектростанций на трансграничных реках. Возведение крупных объектов, таких как Рогунская ГЭС, по мнению Ташкента, неминуемо приведет к экологической катастрофе. Ислам Каримов эту тему затронул не случайно. В конце минувшей недели он посетил Каракалпакию, которая наиболее сильно пострадала от высыхания Аральского моря. «Зона Приаралья обеспечивается за счет стока двух основных рек – Амударьи и Сырдарьи, и любое уменьшение притока этих рек – это кардинальное нарушение и без того хрупкого экологического баланса во всем обширном регионе», – отметил президент Каримов. По его словам, воды Сырдарьи многие годы не поступают в Аральское море, и «мы не можем допустить, чтобы и Амударью постигла такая же участь».
Глава Узбекистана отметил, что соседний Таджикистан при строительстве Рогунской ГЭС намерен сохранить параметры плотины на уровне 335 метров. А это означает, что при заполнении водохранилища жители Узбекистана останутся без воды на восемь лет. «Чем же будут заниматься земледельцы все это время?» – спросил Каримов. Он напомнил, что в Узбекистане в настоящее время орошаемые земли составляют 4,3 млн. га. «Если не было бы проблемы с водой, то мы бы довели этот объем до 10 миллионов гектаров», – сказал президент Узбекистана.
Суть проблемы в том, что Центрально-Азиатский регион четко делится на богатые водными ресурсами страны – это Таджикистан и Киргизия и на зависимые от них в поступлении воды Узбекистан, Туркмению и Казахстан.
Таджикистан, не имея достаточных запасов нефти и газа делает ставку на развитие гидроэнергетики. Это, по мнению Душанбе, поможет удовлетворить собственные нужды в энергоресурсах, а также пополнить казну за счет экспорта электроэнергии в третьи страны. Для достижения поставленной цели необходимо завершить строительство Рогунской ГЭС, которую по своей масштабности окрестили «проектом века». Именно это обстоятельство и вызывает раздражение Ташкента. Поскольку, считают там, для удовлетворения собственных потребностей достаточно развития средней и малой гидроэнергетики.
Напомним, что Таджикистан, не найдя спонсоров на этот проект, решил своими силами построить Рогунскую гидроэлектростанцию. Для этого проводится кампания среди населения республики по продаже акций и сертификатов Рогунской ГЭС. Из необходимых 2 млрд. долл. пока собрано лишь 186 млн. долл. Однако, по мнению экспертов, глупо собирать средства на строительство объекта, на возведение которого нет международного разрешения.
Технико-экономическое обоснование обязался провести Всемирный банк (ВБ). В случае положительной оценки ВБ готов оказать финансовую помощь Душанбе. Впрочем, в Душанбе рассчитывают исключительно на положительный ответ ВБ и, особо не афишируя, продолжают стройку: приобретается оборудование для станции и строится плотина. При этом официальный Душанбе заверяет, что не намерен «вредить соседям».
Достичь консенсуса в регионе по строительству Рогунской ГЭС будет, по всей видимости, сложно. По данным ООН, в мире существует около 300 потенциальных конфликтов, в основе которых лежит водная проблема. И только европейским странам удалось мирно договориться об совместном использовании трансграничных рек. Правда, нельзя сказать, что лидеры центральноазиатских стран не предпринимали усилий договориться. Начиная с 1995 года эта тема становится едва ли не главной на многочисленных встречах глав государств региона. Однако никаких практических решений ни разу принято не было. Стороны ограничивались декларациями о необходимости согласованного использования и потребления воды. А это означает, что основные проблемы между государствами региона в регулировании водных и энергетических отношений остаются на прежнем уровне.
Лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири считает, что проект Рогунской ГЭС слишком политизирован. К этому вопросу надо подходить прагматично. «Таджикистану нужна электроэнергия. Кроме строительства ГЭС, другого выхода нет. Поэтому надо уметь договариваться с соседями. Они должны понять нас. И не стоит политизировать экономические вопросы», – сказал «НГ» Кабири. По его мнению, в нынешнем споре больше играют роль субъективные причины взаимоотношений лидеров центральноазиатских государств, чем экономические и государственные связи.