Михаил Саакашвили намекает на усталость от политики.
Фото Reuters
Общественная конституционная комиссия Грузии (ОККГ) в конце минувшей недели выступила с заявлением, в котором предложила парламенту страны прекратить процедуру принятия проекта поправок в Конституцию. Поправки, по сути, предполагают преобразование Грузии из президентской в парламентско-президентскую республику, где роль первой скрипки отведена премьер-министру. Предполагается, что они вступят в силу к 2013 году, когда истекут президентские полномочия Михаила Саакашвили, и дадут ему возможность оставаться во главе Грузии в новом качестве.
По мнению ОККГ, если уж менять Основной закон, то следует разработать «новую, истинно демократическую Конституцию, учитывающую мнение населения, представить ее на реальное всенародное обсуждение и лишь после этого внести на рассмотрение парламента». В реализацию предложенного сценария верится с трудом: если власти не прислушались к рекомендации побывавшей на днях в Тбилиси делегации Венецианской комиссии, то вряд ли окажутся более внимательными к ОККГ. А «венецианцы», изучив поправки, которые урезают полномочия президента, усиливают роль парламента, а еще больше правительства во главе с премьером, порекомендовали официальному Тбилиси повременить.
Тем не менее парламент в пятницу довольно быстро принял поправки в первом чтении. На возражения отдельных депутатов, приводивших в качестве аргумента совет Венецианской комиссии, один из лидеров правящего «Национального движения» Петре Цискаришвили заявил: «Конституция принимается для граждан Грузии, а не для иностранцев». А с гражданами, власти уверены, как раз все нормально.
Разработанные Государственной конституционной комиссией поправки, прежде чем поступить в парламент, прошли обсуждения в различных слоях грузинского общества. Все они, кроме оппозиции, дали «одобрямс». Как сказал в беседе с корреспондентом «НГ» политолог Паата Закареишвили, все это больше походило на имитацию, чем на серьезный общественный процесс, но это грузинские власти не смущает. Что же касается оппозиционных сил, то поначалу они пытались внести свою лепту и добиться некоторых изменений, но, поняв тщетность усилий, от затеи отказались. «Это пустая трата времени. Призываю всех последовать нашему примеру и прекратить обсуждение. В этой стране что-то реально изменится, только когда мы придем к власти», – заявил лидер Республиканской партии Давид Усупашвили.
На первый взгляд оппозиция, еще недавно обвинявшая Саакашвили в узурпации власти, противоречит сама себе, критикуя проект конституционных поправок, которые урезают президентские полномочия в пользу премьера и парламента. Но дело в том, что они вступят в силу только в 2013 году, когда истечет второй и последний президентский срок Михаила Николозовича. Такое совпадение оппозиция считает не случайной и уверена, что Конституция перелопачивается под Саакашвили и он продолжит руководить Грузией, уже будучи премьер-министром. «Потом, когда и эта возможность будет исчерпана, Конституцию переделают так, что главным станет спикер парламента или министр здравоохранения – и на этом посту опять будет Саакашвили. Короче, мы получили пожизненного правителя», – резюмировал председатель Лейбористской партии Шалва Нателашвили, после чего обратился с заявлением в ООН, чтобы грузинского президента урезонил генсек, одновременно подал иск в Гаагский трибунал, чтобы было кому заняться «преступлениями, совершенными Саакашвили на посту президента страны», и с письмом в Белый дом, в котором попросил Вашингтон забрать «своего ставленника, пока Грузия не рухнула окончательно».
Сам Саакашвили происходящее прокомментировал как-то пространно: «Если б я хотел остаться во власти, то не стал бы перекраивать Конституцию, для этого у меня есть другие возможности». А в Нью-Йорке в перерывах между заседаниями Генассамблеи ООН категорично заявил журналистам, что после 2013 года он уходит – есть, мол, масса других сфер и видов деятельности и не хочется всю жизнь заниматься только политикой, когда существует, например, архитектура. Как утверждают оппозиционные депутаты, это заявление президента повергло в шок парламентское большинство – на очередном пленарном заседании они «превзошли себя в агрессии и хамстве к меньшинству». И если это действительно так, то тому есть объяснения – без Саакашвили шансы большей части «националов» на продолжение политической карьеры значительно понижаются.