Вице-президент Абхазии известен своей принципиальностью.
Фото РИА Новости
В ночь на четверг было совершено пятое за последние несколько лет покушение на вице-президента Абхазии Александра Анкваба. Преступники выстрелили из гранатомета по его дому в селе Лыхны Гудаутского района. Политик получил осколочные ранения руки и ноги. Другие жильцы не пострадали. По факту покушения возбуждено уголовное дело по статье «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля».
Следствие по пятому за последние пять лет покушению на Александра Анкваба ведет Служба госбезопасности Абхазии. В Сухуме официальные лица воздерживаются от комментариев, повторяя в той или иной интерпретации заявление президента республики Сергея Багапша, сделанное перед специально созванным в связи с происшествием заседанием Совета национальной безопасности. Багапш заявил, что за преступлением стоят враги Абхазии и абхазского народа, что преступники, кто бы они ни были, обязательно будут найдены и что уже ведутся оперативно-разыскные мероприятия в Гудаутском и Гагрском районах. Оперативно-разыскные мероприятия по всей Абхазии по следам предшествующих четырех покушений успехом, надо сказать, не увенчались. Сам Александр Золотинскович в очередной раз прокомментировал произошедшее мужественно, даже с некоторой долей юмора: «Да, меня опять хотели убить... Получил пустячные ранения в ногу и руку, потому госпитализация не нужна». От прочих комментариев и предположений, кто может стоят за покушением, Анкваб воздержался.
Маниакальность, с которой в крохотной Абхазии, где все друг друга знают и тайн как бы нет, охотятся за вице-президентом республики, поражает. Не менее удивительно, что почти все время преступники используют гранатомет, словно забыли о других видах оружия, или поклялись убить Анкваба именно гранатометом. Только, кажется, в первый раз, в 2005 году, автомобиль вице-президента недалеко от родного Лыхны был обстрелян из автоматов. Тогда он, впрочем, не пострадал. Да и при последующих покушениях абхазскому вице-президенту везло.
Пока в Сухуме на разные лады повторяли «мантру» о врагах Абхазии и о попытках дестабилизации, Тбилиси еще раз продемонстрировал, что внимательно отслеживает все, что происходит в вышедшей из-под контроля автономии. Здесь с ходу была предложена версия о причастности российских служб. Вице-президент четко и последовательно отстаивает чисто абхазские национальные интересы, всячески противостоит «растаскиванию» Абхазии на части российскими бизнесменами и политиками – вот, мол, и результат. В частности, известный эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе сказал: «...Не вызывает сомнений, что за перманентными покушениями на Анкваба стоят российские спецслужбы. Они прекрасно знают, что Анкваб в Абхазии является не только самым влиятельным политиком, но и личностью, лучше всех способной защитить абхазские интересы». Однако к этой версии сразу возникает претензия: из первых лиц Абхазии не только один Анкваб стоит на страже национальных интересов, а ликвидировать пытаются почему-то именно или даже только его.
Не выглядит правдоподобной экспромт-версия о столкновении неких бизнес-интересов. В 2005 году, когда Анкваб работал премьер-министром, в республике с участием российских инвесторов была создана Абхазская фруктовая компания. Построенный завод по обработке цитрусов стоимостью в 18 млн. долл. заработал, однако отладить сбыт толком не удалось. Но принципиальнейшего, с безупречной репутацией, что, к слову, и сейчас признают в Тбилиси (куда уж показательнее характеристика!), где он работал несколько лет в советское время в МВД, Анкваба заподозрить в неких махинациях может только чересчур бурная фантазия.
Источник в Сухуме на вопрос «НГ» о происшествии заметил: «Что-то конкретное сказать трудно – Анкваб всегда держится в тени, словно старается быть максимально непубличным политиком, насколько это возможно при его должности». Такого типа скрытность способствует возникновению дополнительных домыслов и создает ореол таинственности абхазскому вице-президенту, еще сильнее разогревая интерес к его фигуре и периодически актуализируя вопрос: почему все-таки сразу после окончания грузино-абхазской войны Александр Анкваб на несколько лет перебрался в Москву? Сам он говорит, что в России в те годы успешно занимался бизнесом. В общем, думать о чем-то другом особых оснований нет, несмотря на смутные слухи о некоем конфликте в абхазской элите, произошедшем тогда же.
Вернувшись в начале нулевых на родину, он создал первую оппозиционную партию «Айтайра» с прицелом на президентские выборы 2004 года. Но участвовать в них не смог – не хватило ценза оседлости. Тогда Анкваб призвал своих сторонников поддержать Багапша. Именно этот фактор вкупе с голосами жителей Гальского района переломил ход тяжелейших выборов, поставивших республику на грань гражданской войны, в пользу нынешнего президента Абхазии. Какую связь могут иметь те события с пятым или всеми предыдущими покушениями и имеют ли вообще – возможно, знает только сам вице-премьер.