Нурсултан Назарбаев перечислит в Киеве условия поставок казахстанской нефти в Украину.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня начинается двухдневный официальный визит в Украину президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Основной темой переговоров, как утверждает принимающая сторона, станет возобновление транзита казахстанской нефти по украинской территории в Европу. В Киеве считают, что подписание соответствующих соглашений станет козырем в ходе запланированных на 17–18 сентября переговоров Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым. Впрочем, позиции украинской стороны могут быть существенно ослаблены тем, что встреча с российским лидером начнется в Сумской области, которая уже второй месяц испытывает острейший дефицит нефтепродуктов.
Проблемы с основными нефтяными партнерами – Россией и Казахстаном – у Украины начались в конце прошлого года. «Государственная компания «Укртранснафта» выдвинула «Транснефти» и «КазТрансОйлу» требования и о повышении на 25–30% тарифов на транспортировку нефти, и о подписании новых контрактов, которые обязывали бы наших партнеров жестко закреплять объемы транспортировки на год», – пояснил «НГ» чиновник, близкий к правительственным структурам. Он считает такие требования справедливыми, поскольку за прошлый год транзит нефти по украинской территории снизился на 6% – до 38,5 млн. тонн. На Россию в этом объеме приходилось свыше 30 млн., на Казахстан – чуть более 5 млн. тонн. «Когда партнеры стали по своему усмотрению снижать объемы прокачки, фактические убытки украинской стороны исчислялись миллионами долларов. Нужно было урегулировать ситуацию», – отмечает чиновник.
Однако переговоры зашли в тупик. «С февраля Казахстан вообще прекратил прокачку нефти по территории Украины. Российская сторона продолжает сотрудничество, но на основе дополнений к договорам, срок действия которых уже истек. Хотя с приходом новой власти украинская сторона несколько раз анонсировала подписание новых соглашений с Россией о транзите, документы до сих пор не подписаны», – рассказал «НГ» директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. По официальным данным, транзит нефти по украинской территории в текущем году, с января по июль включительно, снизился еще почти на 24% и составил 17,2 млн. тонн.
О том, что на сегодня с Казахстаном все вопросы решены, сообщил первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев, анонсировавший подписание ряда двусторонних соглашений по итогам визита Назарбаева. Посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев уточнил, что в нефтяной сфере речь идет о подписании контрактов о транзите 6 млн. тонн казахстанской нефти в год. Вместе с тем украинские эксперты и чиновники опасаются, что эти планы не позволит осуществить российская сторона, добивающаяся от Киева уступок в процессе подготовки украинско-российских документов об условиях транзита нефти.
«Нужно учитывать, что казахстанская нефть поступает в Украину по российской территории, а это значит, что российская сторона сохраняет в своих руках возможности контроля за ситуацией», – отметил «НГ» директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Он считает, что окончательное закрепление соглашений, которые будут подписаны Януковичем и Назарбаевым, де-факто состоится через несколько дней во время встречи украинского и российского президентов. «Лучше всего, чтобы эти переговоры вышли на трехсторонний формат», – считает Куюн. «Это позволило бы согласовать и графики транзита, и тарифы. Но я сомневаюсь, что трехсторонний уровень нефтяных переговоров возможен, ведь Россия и Казахстан, строя дружеские и добрососедские отношения, все равно остаются прямыми конкурентами в нефтяной сфере», – уточнил Сапрыкин.
Поскольку встреча Медведева и Януковича будет носить неофициальный характер, эксперты допускают, что и нефтяная тематика будет обсуждаться только предварительно: президенты согласуют позиции, а правительства впоследствии внесут компромиссные решения в проекты документов.
Вместе с тем в Киеве считают, что на компромиссы придется идти в первую очередь украинской стороне. Эксперты отмечают, что, по иронии судьбы, само место встречи – Сумская область, с которой президенты начнут участвовать в автопробеге Санкт-Петербург–Киев, – ослабляет переговорные позиции Украины. Дело в том, что в регионе с середины июля закрыто подавляющее большинство автозаправочных станций. По сообщениям украинских СМИ, бензиновый кризис достиг таких масштабов, что недовольные жители приграничного региона готовы встретить президентов пикетами и акциями протеста.
Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил, что акции протеста – не главная проблема. Они могли бы повысить рейтинг украинской оппозиции, но это все же вопрос внутренней политики. С точки зрения отношений с внешними партнерами для украинской власти гораздо важнее продемонстрировать способность решать реально существующие проблемы. Поэтому подготовку к встрече в Сумах эксперт назвал провальной. «Чиновники президентской администрации должны были заранее выяснить ситуацию в области и решить проблемы, созданные местной властью. Как будет выглядеть наш президент, если выяснится, что участникам международной акции, а это десятки машин, негде заправить бензобак?» – отметил он, уточнив, что кризисная ситуация сложилась только в одной украинской области. Другие специалисты тоже подтверждают, что на украинском рынке нет дефицита бензина.
Сергей Куюн уверен, что ситуация в отдельно взятой области никак не связана со встречей президентов: «В Сумах давно длится противостояние между владельцами АЗС и налоговой администрацией. Область занимает последние места в рейтингах социально-экономического развития. Посему власть пытается любыми способами мобилизовать средства, чтобы наполнить бюджет, а бизнесмены протестуют против административного давления». «Конечно, это местные войны. А центральная власть не влияла на ситуацию, видимо, только потому, что у Януковича и Азарова пока не дошли руки», – согласен Сапрыкин. Чиновник, близкий к правительству, считает, что глава государства дал возможность проявить себя самому молодому губернатору – Юрию Чмырю. «Президент не может лично заниматься проблемами каждой области. Но в итоге вышло так, что Янукович, которому важно продемонстрировать перед партнерами по СНГ силу и сплоченность новой власти, рискует из-за бензинового кризиса в Сумской области оказаться в сложном положении», – добавил Гаврилечко.
Киев