Грузино-российскими распрями занялся Международный суд ООН.
Фото Reuters
В понедельник в Международном суде (МС) ООН в Гааге возобновились грузино-российские слушания в связи с войной в Южной Осетии в августе 2008 года. Процесс, инициированный по иску Тбилиси, продлится до 17 сентября: первые три дня будут посвящены позиции российской стороны, а три заключительных – грузинской. Для вынесения решения МС ООН может понадобиться несколько месяцев.
Слушания в МС ООН в Гааге уже проводились 8–10 сентября 2008 года. Тогда Грузия обратилась в эту инстанцию с требованием принять меры для защиты прав грузинского населения в Южной Осетии. Суд вынес достаточно оперативное решение, призвав в нем все замешанные в конфликте стороны воздержаться от любых видов дискриминации по расовому или национальному признаку.
К новому заседанию грузинская сторона подготовилась, мобилизовав, как сообщили местные агентства, группу известных зарубежных адвокатов. Представлять интересы Грузии будут заместители министров юстиции и иностранных дел – Тина Бурджалиани и Нино Каландадзе соответственно. По представительству российская депутация грузинской не уступает – директор правового департамента МИД РФ Кирилл Геворкян и посол РФ в Королевстве Нидерланды Роман Колодкин могут рассчитывать на помощь группы видных юристов-международников.
Грузинские СМИ со ссылкой на пресс-службу МС ООН сообщили, что слушания откроет Россия, так как она в декабре 2009 года подала в эту инстанцию предварительные возражения в ответ на обвинения Грузии в проведении этнической чистки, а также в нарушении Конвенции о расовой дискриминации. Россия отрицает все эти обвинения и указывает на то, что Грузия не использовала возможности для урегулирования ситуации, воздержавшись от переговоров и предпочтя им разбирательства в высшей судебной инстанции ООН.
До начала слушаний замминистра юстиции Грузии Тина Бурджалиани выразила уверенность, что Гаагский суд вынесет решение в пользу Тбилиси. «Готовы к тому, что Россия представит иную аргументацию, чтобы избежать ответственности... В обращении в МС ООН Грузия требует от России прекращения этнической чистки и дискриминации на оккупированных территориях, а также того, чтобы она не мешала возвращению беженцев», – заявила Бурджалиани. По ее мнению, решение суда может позволить осуществить на Россию некое давление, в результате которого она вынуждена будет подкорректировать свои действия в Абхазии и Южной Осетии.
Известный грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе оценил ситуацию более осторожно. «Если рассмотрение все-таки примет оборот, в котором заинтересована Грузия, то это в политическом и экономическом плане станет опорой в решении вопросов, связанных с беженцами и вынужденно перемещенными лицами», – сказал «НГ» Сакварелидзе. По его мнению, главный аргумент России в начавшемся процессе предсказуем: осетины оказались в опасности, и российская сторона в августе 2008 года вынуждена была вмешаться, чтобы нейтрализовать эту угрозу. «Но в иске речь идет не о том, кто виновен в войне, а о ликвидации последствий войны для мирного населения, и в этом, может быть, залог успеха», – полагает Сакварелидзе.
Его немецкий коллега Александр Рар считает, что слушания в Гааге ни к каким практическим переменам не приведут. «Сейчас есть статус-кво, и он нарушен не будет. Дополнительного давления на Россию, как хочет Грузия, Запад осуществлять не начнет. Понятно, что Тбилиси недоволен положением, но Запад понимает, что Абхазию и Южную Осетию сейчас бросать нельзя – худо-бедно там идет восстановление, Запад также видит, что и Грузия пытается с ними наладить экономические контакты – и это тоже хорошо. При этом признавать суверенитеты Абхазии и Южной Осетии Запад не намерен. Так что, думаю, выяснение отношений в МС ООН – это некий побочный плацдарм, и этим стороны будут заниматься в юридической плоскости и, возможно, долго. На деле же вряд ли что-то изменится», – заявил «НГ» Рар.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов назвал происходящее «попыткой грузинских властей переложить вину на Россию за события августа 2008 года». По его словам, желание официального Тбилиси «обелить в глазах международной общественности собственную безответную политику» не осуществимо – «эта политика потерпела крах, и виноваты в этом сами грузинские власти». «Вот чьи дела должны были бы стать предметом судебного рассмотрения, и такой суд непременно произойдет... суд самого грузинского народа обязательно случится», – убежден спикер.