Россия и Казахстан разделены, а, пожалуй, вернее сказать, объединены самой протяженной в мире сухопутной границей, это порядка 7,5 тыс. километров. Следовательно, само пространство приграничных территорий изначально побуждает наши страны искать более эффективные механизмы двустороннего взаимодействия. Именно для решения этой задачи и был придуман инструмент такого рода мероприятий с участием лидеров России и Казахстана.
Данный формат двустороннего диалога является эффективным механизмом, нацеленным на реализацию трансграничных проектов на системной основе, учитывая, что 12 субъектов Российской Федерации граничат с семью регионами Казахстана, а на межрегиональные связи приходится около 70% объема российско-казахстанской торговли. В российско-казахстанском приграничье действует около 400 совместных предприятий, так что можно говорить о формировании общего экономического пространства.
Этот процесс тем более заметно активизировался в связи с созданием структур Таможенного союза и движением к ЕЭП. В условиях Таможенного союза в принципе системно возрастает роль подобных форумов. Политики двух стран, представители бизнес-элит получают возможность «сверить часы» по наиболее актуальным вопросам партнерских отношений двух «евразийских гигантов».
В то же время проблемы реализации государственных стратегий развития невозможно рассматривать вне контекста готовности регионов к их решению. Поэтому не случайно, что именно проблема инновационного взаимодействия стала главной темой нынешнего форума. Инновации призваны стать основой модернизационных стратегий и России, и Казахстана.
Среди экономических реформ, одинаково актуальных и для Москвы, и для Астаны, тема номер один – это создание технологической базы, на основе которой возможна реальная модернизация национальных экономик. Россия и Казахстан очень похожи – огромные территории и далеко не во всем и не всегда эффективное управление этим пространством. А значит, именно регионы призваны стать «точками роста» – им сейчас ставится задача осуществить качественный скачок в максимально сжатые сроки.
Можно сказать, что наше сотрудничество прирастает взаимодействием регионов, то есть, с одной стороны, мы говорим о крупных прорывных проектах по космосу, энергетике, сфере безопасности, а с другой стороны – поступательно реализуем программы сотрудничества между регионами в таких сферах, как транспорт, торговля, делимся опытом по инновационным программам в сфере ЖКХ. Возникает взаимодополняющий формат двухуровневого сотрудничества, где трансграничные проекты превращаются в фундамент Евразийского партнерства и на каждый год определяется новая повестка дня. Так, например, в прошлом году форум был посвящен инновациям в энергетике, а в этом году в центре внимания оказалась инновационная составляющая в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Почему именно инновации ЖКХ стали темой форума-2010? Мне кажется, что это наиболее проблемный сектор и для российской, и для казахстанской экономики. Когда мы говорим о модернизационных проектах, то нужно начинать с фундаментальных программ, а реформирование ЖКХ на инновационной основе – это базовый компонент преобразований, в которых заинтересовано не только государство, но и простые граждане.
Мы много говорим об «умной экономике». В этом контексте очень интересной является задача создания «умного города» как объекта, в котором будут представлены воплощенные на практике научные разработки в сфере водоснабжения, электроснабжения, лифтового хозяйства. Это что-то вроде «Города XXI века» в том виде, каким его описывали в 70–80-е годы прошлого столетия писатели-фантасты.