0
3285
Газета СНГ Интернет-версия

06.09.2010 00:00:00

В Таджикистане объявились шахиды

Тэги: таджикистан, теракт, ислам


таджикистан, теракт, ислам Теракт в Худжанде нарушил спокойную жизнь города.
Фото Reuters

Взрыв, прогремевший в пятницу в городе Худжанд, что на севере Таджикистана, расценивается в республике как крупнейший за последние годы террористический акт. Президент Эмомали Рахмон взял ситуацию под личный контроль, возложив ответственность за взрыв на боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Два террориста-смертника рано утром в пятницу въехали на начиненной взрывчаткой «Волге» во двор здания регионального управления МВД по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). В результате взрыва два милиционера погибли и около 30 получили ранения. Взрывной волной были выбиты стекла близлежащих зданий. Город взят под усиленную охрану. Основная версия, которую отрабатывает следствие во главе с секретарем совета безопасности республики Амиркулом Азимовым: теракт совершили боевики ИДУ.

Впрочем, власти Таджикистана обвиняют ИДУ во всех терактах, которые случались в республике. Правительство обвинило исламистов во взрывах в ноябре 2007 года, прогремел взрыв на территории государственного культурного комплекса – дворца «Кохи Вахдат» (Дворец единства), тогда погиб один человек. В июне того же года мощный взрыв прогремел на территории Верховного суда Таджикистана. В 2006 году объектом подобной атаки трижды становилось здание МЧС Таджикистана. По мнению экспертов, если предыдущие теракты можно «списать» на ИДУ, то нынешний с большой натяжкой, так как движение после гибели 27 августа 2009 года своего лидера Тахира Юлдашева было деморализовано и распущено. Лишь недавно с появлением нового лидера Усмана Адила ИДУ вновь заявило о себе – на сайте исламистов Furqon.com было выложено аудиообращение Адила, в котором он призывал единоверцев к джихаду в Центральной Азии.

Версия о причастности ИДУ удобна для тех, кто ведет следствие по теракту. Произошедшее они расценивают как ответ президенту Эмомали Рахмону, который в последнее время акцентировал внимание населения на чрезмерной исламизации общества. Он призвал родителей, чьи дети получают исламское образование за рубежом, вернуть их домой. По его мнению, они привносят в Таджикистан чуждую идеологию. Женщинам он порекомендовал обходиться без хиджаба – чуждого таджичкам элемента костюма, а муллам – не перегибать в проповедях.

Некоторые эксперты склонны также считать, что характер и метод исполнения операции свидетельствуют о причастности к взрыву внешних сил. Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов говорит, что террористы-смертники – явление для Таджикистана новое. Метод шахидов явно привнесен извне. Независимый эксперт по национальной и региональной безопасности Леонид Бондарец напомнил, что «идушники», заявлявшие о джихаде, совершили две вооруженные попытки – в 1999 и 2000 году – прорваться из Таджикистана через Киргизию в Узбекистан с целью изменить там существующий строй. «Поэтому сегодня нельзя исключать того, что есть внешние силы, которые могут проникнуть в Киргизию для прорыва в соседнее государство», – сказал Бондарец.

Однако есть и другие мнения. В частности, известный богослов, один из лидеров бывшей таджикской оппозиции Ходжа Акбар Тураджонзода сказал BBC, что взрыв в Худжанде может быть вызовом власти, местью и крайней формой недовольства тех, кто пострадал от неправомерных действий сотрудников милиции. «Управление по борьбе с организованной преступностью известно тем, что его служащие нередко превышают свои полномочия, применяют недозволенные меры. У них распространена коррупция. Здесь не надо искать внешние силы. Никто не заинтересован в дестабилизации обстановки в Таджикистане...» – сказал Тураджонзода. Он считает, что использование шахидов – тревожный знак. «Происшедшее наводит на определенные мысли. Например, так называемое «Исфаринское дело», когда было осуждено более 30 человек. Власти считают их виновными, они сами – нет. Их посадили. Думаете, у них нет родственников, близких?» – отметил Тураджонзода.

Напомним, что в июне 2009 года по «Исфаринскому делу» на длительные сроки были осуждены более 30 руководителей ряда районных организаций – их обвинили в экономических преступлениях, нанесении ущерба государству в размере 1,1 млн. долл. Главного фигуранта этого дела директора Исфаринского химзавода Низомхона Джураева задержали в Москве в конце августа, и теперь его ждет экстрадиция на родину. И, кстати, именно в Исфару отправился прибывший в выходные в Худжанд из Душанбе ведущий следствие Амиркул Азимов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
767
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
951
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
871
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
869

Другие новости