Президент Грузии умеет ставить и решать сложные задачи.
Фото Reuters
В понедельник президент Грузии Михаил Саакашвили явил миру новые и неожиданные способности. За штурвалом легкого самолета типа «Сесна» он облетел Батуми и черноморское побережье Аджарии. В тот же день на совещании в столице автономии, посвященном вопросам туризма и инфраструктуры, он распорядился развивать в стране сеть аэропортов и построить современный для приема самолетов в Местиа – населенном пункте в высокогорной Сванети.
Оказывается, все лето Михаил Саакашвили учился профессии пилота. Кто-то говорил, что летать – детская мечта Саакашвили, и он ее воплотил на шестой год своего президентства. Телекомпания «Рустави-2» в понедельник изрядную часть вечернего информационного выпуска посвятила главе грузинского государства за штурвалом.
Саакашвили уверенно сел на место пилота, пристегнулся ремнем, надел наушники с микрофоном и погнал легкий маломестный самолет по взлетной полосе батумского аэропорта. За штурвалом президент чувствовал себя очень уверенно. Он то махал рукой кому-то на земле, то переговаривался на английском языке с наземной диспетчерской службой, то оборачивался и на грузинском что-то довольно долго объяснял сидевшему за ним главе Аджарской автономной республики Левану Варшаломидзе – что именно, было не слышно из-за шума мотора. Вторая камера «Рустави-2», находившаяся на борту самолета, летевшего параллельным курсом, засняла крутые виражи, которые Михаил Николозович закладывал над Черным морем. Облетев аджарское побережье, осмотрев сверху грандиозное обновление Батуми, и, судя по всему, оставшись довольным увиденным, Саакашвили, наконец, пошел на посадку. Выйдя из кабины, он заботливо спросил у Варшаломидзе: «Ну что, Леван, понравилось?» – и со знанием дела добавил: «Был бы большой самолет!» – и повторил слова Мимино, отказывавшегося брать в вертолет корову: «А это... бабочка».
Уже на совещании с участием министров и губернаторов ближайших к Аджарии регионов Саакашвили объявил, что ему очень понравилось, как работает диспетчерская служба: «Сразу видно, что пришли профессионалы, не то что прежде». Посетовал на безынициативность грузинских авиакомпаний: «Я им предлагал начать летать из Тбилиси в Батуми, в Кутаиси... Они не захотели – мол, невыгодно. В итоге пришлось впустить турецкую компанию. Турки цены на авиабилеты в Батуми установили дешевые, раскрутились, а сейчас повысили... Вот так сами свой же рынок прошляпили». Говорил это Саакашвили, намекая на то, чтоб местные авиаторы не упустили другие открывающиеся возможности – теперь стоит задача «развивать сеть местных аэропортов». Причем планы президента не ограничиваются более-менее традиционными для авиации городами Кутаиси, Батуми, Поти, а простираются до самого высокогорья Сванети, куда... скажем так, не всякий дойдет.
«Считайте это моим капризом, – откровенно заявил Саакашвили, – но я хочу, чтобы в Местиа был современный международный аэропорт, способный принимать самолеты... Я сам с удовольствием посажу в Местиа самолет. Сможем до конца года?» Ему сообщили, что уже устраивается взлетная полоса. Саакашвили радостно улыбнулся.
Оппозиционеры, как водится, о планах президента отозвались с ехидцей: «Там десять месяцев в году нелетная погода. Наверное, в Местиа железнодорожный экспресс начнет летать», – намек на неудачный проект властей: железнодорожное полотно специально проложенной до тбилисского аэропорта ветки из-за инженерного просчета вначале просто просело, а когда все привели в порядок, оказалось, что ездить этим экспрессом особенно некому, но указанием свыше нерентабельный экспресс дважды в день мчится до аэропорта и обратно к железнодорожному вокзалу.
Но в данном случае планы Саакашвили не так уж фантастичны, если взять во внимание его недавнее решение придать туристической сфере стратегическое значение – умопомрачительные красоты Сванети и Рачи с открытием в этих краях аэропорта станут более доступны любителям горных пейзажей и своеобразного уклада быта и жизни в целом. Помимо этого появятся какие-никакие рабочие места, любое количество которых для мучающейся от безработицы Грузии – подспорье.