На рынках Киргизии есть все, но дорого.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В страдающей от политической и социальной неопределенности Киргизии начали расти цены на продовольствие. Пока власти обещают вернуть их на место, киргизстанцы спешно закупаются подорожавшими мукой, мясом, растительным маслом. А ООН предупреждает о приближающемся массовом голоде.
Около 1,4 млн. жителей Киргизии испытывают недостаток продовольствия – таковы результаты исследования, проведенного экспертами Всемирной продовольственной программы ООН в июле этого года. По данным наблюдателей, наиболее сложная ситуация складывается в Оше и Джалал-Абаде – двух городах, пострадавших во время июньских межнациональных столкновений.
Помимо голода жители юга Киргизии испытывают явный недостаток предметов быта, отобранных во время погромов, а также крыши над головой. Как и предупреждала «НГ», дома для всех лишившихся крова правительство и доноры до наступления холодов построить не успевают. На все это накладывается общая атмосфера непредсказуемости, опасности и межнациональной вражды. По данным «НГ», утверждения местных чиновников о том, что мир и гармония между этносами, проживающими на юге республики, мягко говоря, преувеличены – межнациональный разлом на данный момент глубок как никогда.
Цифра в 1,4 млн. человек является далеко не окончательной – свои исследования эксперты ООН проводили летом, в июле, когда на рынках обычно достаточно недорогих свежих овощей и фруктов. К осени, а тем более к зиме, ситуация ухудшится – ассортимент продуктов уменьшится, цены вырастут.
Впрочем, продукты в Киргизии уже начали дорожать – не дожидаясь зимы, выросли цены на муку, растительное масло, мясо, сахар. Сильнее всего подорожала мука (на 30–70%), а также корма для животных (80–100%). Вслед за кормами, естественно, рванула вверх цена на мясо. Наблюдатели выделяют две основные причины подорожания: во-первых, дефицит зерна в России и Казахстане (Киргизия импортирует 300–350 тыс. тонн пшеницы: собственная – слишком низкого качества), во-вторых, проваленный сельскохозяйственный сезон. Вместо того чтобы ухаживать за урожаем, население митинговало.
Примечательно, что нынешнее подорожание пришлось на священный месяц Рамазан, во время которого мусульмане (а их в Киргизии подавляющее большинство) постятся. Что произойдет с ценами после того, как пост закончится, предсказать несложно.
У правительства Киргизии иной взгляд на ситуацию – высокопоставленные чиновники обещают «вернуть цены на место». Глава Киргизии Роза Отунбаева пообещала населению, что «цены на уголь, ГСМ, муку и продовольствие будут под контролем правительства». Как этот контроль будет осуществляться, сказать сложно, наверняка руководство страны, понимая опасность «бунтов пустых кастрюль», примет определенные меры – попробует договориться с экспортерами зерна о поставке продовольствия на льготных условиях, запросит у международных организаций дополнительную гуманитарную помощь, применит административные меры против предпринимателей. Уже снижена пошлина на ввоз зерна – с 3 до 1 сома за килограмм.
Вчера пресс-служба кабинета министров сообщила, что временное правительство планирует изымать доходы, полученные спекулянтами зерна и муки, если они не снизят цены. «С 26 августа 2010 года цены на муку и мучные изделия должны снизиться до прежнего уровня», – заявил директор госагентства антимонопольного регулирования при правительстве Бабырбек Жээнбеков. По его словам, если цены не будут снижены, «будут приняты меры по перечислению в государственную казну доходов, полученных за счет искусственного повышения цен».
Проблема в том, что все эти меры дадут лишь частичный результат – среди проблем практически полное отсутствие запаса прочности – собственного продовольственного резерва. Только по данным Счетной палаты, «в первом полугодии 2010 года сумма хищений денежных средств и материальных ценностей выросла в 55 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Частично разворованы стратегические запасы дизтоплива и зерна.