Завершившийся в субботу в Армении неформальный саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) явил признаки жизнеспособности альянса. Согласно итоговому заявлению президента РФ Дмитрия Медведева, к декабрю 2010 года, когда в Москве состоится очередной саммит ОДКБ, в устав организации будут внесены изменения, которые позволят повысить ее эффективность в принятии и реализации оперативных решений.
Ереванский двухдневный саммит ОДКБ прошел в неполном составе. По вопросу прибытия президента Узбекистана Ислама Каримова до последнего момента поступала противоречивая информация: поначалу узбекский лидер не собирался в Армению, но за день до открытия саммита заговорили о том, что он все же прибудет. Однако Каримов в итоге так и не появился.
Эксперты═оценивали мероприятие без особого энтузиазма, указывая на то, что между семью членами ОДКБ куда больше противоречий, нежели твердой почвы для сотрудничества. Москва и Минск незадолго до саммита в очередной раз разругались вдрызг по целому комплексу вопросов. Минск, приютивший изгнанного президента Киргизии Курманбека Бакиева, с явным недоверием относится к новым властям этой республики. Отношения Душанбе и Москвы натянуты как никогда, и лишь на встрече в Сочи накануне ереванского саммита президентам Эмомали Рахмону и Дмитрию Медведеву удалось понизить градус напряженности и «вернуть межгосударственные российско-таджикские отношения в русло конструктивного сотрудничества». Астана и Ташкент по-прежнему ревностно относятся друг к другу в плане лидерства в Центральной Азии и совместно прессуют Душанбе по водноэнергетическим вопросам. И, наконец, все среднеазиатские республики бросили буйную Киргизию на произвол судьбы, а перекрыв межгосударственные с ней границы, усугубили ее экономические проблемы, лишив киргизских сельскохозяйственных производителей рынков сбыта. Помимо этого, Бишкек мог бы посетовать и на ОДКБ в целом: оказавшись на пороге гражданской войны и развала государства, власти за помощью обратились в альянс, но так ее, во всяком случае – в ожидаемой степени и объеме, и не дождались. Причем возникло ощущение, что в ОДКБ оказались рады препонам, возникшим из плоскости международного права, которые существенно сузили возможность оказания помощи Киргизии.
Очевидно, именно проблема неэффективности ОДКБ в случае с Бишкеком стала одной из основных, которую разбирали участники саммита. И неслучайно итоговые заявления президентов, по сути, были посвящены киргизскому тупику. Так, глава Армении Серж Саргсян сказал, что «подведены итоги по вопросам оказания помощи Бишкеку и намечены дальнейшие шаги по нормализации ситуации в этой стране». «В ходе встречи обсуждался вопрос формирования механизмов антикризисного реагирования», – сообщил Саргсян. В свою очередь, Дмитрий Медведев заметил, что из сложившейся в Киргизии ситуации должны быть извлечены уроки. «Мы обсуждали шаги, которые будут способствовать становлению организованной государственности Киргизии. Здесь много проблем... К очередному саммиту ОДКБ в Москве в декабре 2010 года принято решение внести изменения в уставные документы ОДКБ с тем, чтобы организация более эффективно могла влиять на кризисные ситуации. В подготавливаемом пакете преобразований предполагается использовать опыт НАТО, Европейского союза и ООН», – заявил российский президент, после чего главы государств покинули ереванский Центр современного искусства Гефесчяна и продолжили общение в двухсторонних форматах на берегу Севана, в одном из гостиничных комплексов.
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что ОДКБ нуждается в реальном реформировании – превратить ее в действительную военно-политическую организацию, например, по образцу блока Варшавского договора. «Сейчас ОДКБ не является такой организацией. Непонятно, для каких целей она создана. И не для борьбы с мелкими бандформированиями, и не для отражения серьезной агрессии. События августа 2008 года показали, что у ОДКБ нет позиции. Недавние события в Киргизии показали, что ОДКБ не готова и для решения внутренних конфликтов. Они, видится, и подтолкнули президентов стран – членов организации подумать над реформированием устава и создать такой альянс, чтобы он был способен проводить не только учения, но стал бы существенным военно-политическим блоком», – заявил «НГ» Ивашов. По его мнению, одним из первым пересмотру должен быть подвергнут 4-й пункт устава, в котором нейтральное слово «могут» (в контексте оказать запрашиваемую членом ОДКБ помощь. – «НГ») следует заменить на «должны». Также следует четко прописать действия организации при внутренних конфликтах в той или иной стране, чтобы впоследствии избежать обвинений во вмешательстве во внутренние дела «неспокойного государства». «Нужно четко расписать действия ОДКБ на различные случаи. Четко и своевременно реагировать, скажем, созданными силами оперативного реагирования. Ввести механизм срочных политических консультаций в режиме онлайн. Расширить полномочия руководства ОДКБ вплоть до принятия оперативных решений параллельно вырабатываемому главами государств политическому решению по тому или иному вопросу... И пример НАТО – это еще не все. Был Варшавский блок – вполне можно использовать опыт этой организации», – сказал «НГ» Леонид Ивашов.