Киргизских спецназовцев теперь упрекают в превышении полномочий.
Фото Reuters
Крестьяне, учителя, врачи, представители партий и НПО, домохозяйки и предприниматели – кто только не митинговал за последнее время в Киргизии. После апрельской смены власти, продемонстрировавшей вседозволенность и безнаказанность, граждане ощутили, казалось бы, забытый за последние пару лет вкус к митингам и протестам. Новостью нынешнего протестного сезона стала акция, на которую вышли работники спецслужб и спецназ.
«Мы перекроем дорогу, если власти не выполнят наши требования!», «сами возьмем власть, если руководство страны┘», «сожжем себя», – угрозы и требования митингующих не ограничивались ничем, кроме как широтой полета фантазии. Буквально за несколько месяцев вопль «Кетсин!» («Долой!») стал одним из самых популярных в стране. В условиях полной неопределенности и значительной дистанции между властями и гражданами акции протеста стали одним из наиболее эффективных способов добиться желаемого результата.
Нынешний вооруженный переворот от предыдущего отличился не только количеством пролитой крови. После прихода к власти временного правительства на площади стали выходить люди, до того в акциях протеста не участвовавшие. В мае митинговали милиционеры, теперь с плакатами вышли ветераны спецназа «Альфа».
Несколько десятков специалистов по борьбе с терроризмом и диверсантами собрались у здания Государственной службы национальной безопасности (ГСНБ) Киргизии с требованием прекратить уголовное преследование их коллег – действующих офицеров спецслужб. Оказалось, что новые власти решили наказать сотрудников спецслужб – прокуратура обвинила 20 бойцов в том, что те якобы 7 апреля во время столкновений между сторонниками и противниками президента Курманбека Бакиева стреляли по оппозиционерам. Цитирую документ: «Выполняя преступные приказы прежней власти, применили арсенал в отношении мирных граждан».
Тогда на площади у Белого дома погибли более 50 человек, главным образом от пуль снайперов, охранявших стратегический объект. Само обвинение, а также травля бойцов выглядят несколько странными. До сих пор точно неизвестно, кто конкретно стрелял по штурмующим здание правительства людям – сотрудники службы госохраны, бойцы «Альфы», некие наемники? Кроме того, противники Бакиева не были безоружны, это хорошо видно на многочисленных фотографиях с мест событий. На руках у толпы было не менее 30 автоматов, несколько снайперских винтовок, как минимум один гранатомет. Во всех странах охрана стратегического объекта имеет право стрелять на поражение, если его штурмует вооруженная толпа.
Получается, что вина охранявших в тот день Белый дом бойцов заключается в том, что они добровольно не сдали объект, не отказались от выполнения приказа. Виноваты в том, что власть в стране сменилась и что мародеры и погромщики, от которых они обороняли государственный объект, спустя пару часов стали революционерами и истинными патриотами страны, а бойцы-защитники так же быстро превратились предателей-уголовников, «вставших на пути у праведного гнева народных масс».
«НГ» уже не раз отмечала, что начавшаяся в силовых ведомствах после смены власти «охота на ведьм» нанесла серьезный ущерб боеспособности силовых структур. Эффект от этих процессов был явно виден в Оше, когда милиционеры и военные не рискнули открыть огонь по погромщикам, опасаясь в итоге оказаться крайними. Итоги июньской резни говорят сами за себя.
Отметим, что новые власти не смогли или не захотели наказать тех, кто отдавал приказы открыть огонь, этим людям дали выехать за пределы страны. Крайними же назначили тех, кто просто выполнял приказ. По мнению одного из ветеранов спецслужб, своим популизмом, а также желанием отомстить рядовым бойцам новые власти роют себе яму – в следующий раз, когда им потребуется защита, сотрудники силовых ведомств могут просто уйти в сторону, предоставив революционерам самим решать насущные проблемы.
Бишкек