Сегодня начинается визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению. В Ереване он с коллегой Сержем Саргсяном подпишет договор, который предусматривает пролонгацию присутствия российской военной базы в Армении с 25 до 49 лет, совместное обеспечение безопасности Армении и оснащение армянской армии современным вооружением. 20–22 августа Медведев примет участие в неформальном саммите глав государств ОДКБ, на который из семи президентов стран, входящих в альянс, не прибудет лишь узбекский лидер Ислам Каримов.
К визиту Дмитрия Медведева и президентов стран ОДКБ в Ереване предприняты особые меры по обеспечению безопасности. Уже несколько дней в армянской столице запрещена уличная торговля, а центр города взят под круглосуточное дежурство «бойцами невидимого фронта».
«Особый уровень безопасности», возможно, объясняется тем обстоятельством, что накануне местом проживания президента РФ назывались сразу три гостиницы: ереванская Golden Palace, «Ахтамар» и «Арснакар» – обе на берегах красивейшего озера Севан. По версии газеты «Айкакан жаманак» («Армянское время»), жить будет Медведев в комплексе «Ахтамар», на одноименном полуострове, а на саммит ОДКБ, который будет проходить на другом берегу Севана – в комплексе «Арснакар», его доставит специально приобретенная в Турции «огромных размеров» яхта. С ней, как утверждает газета, впрочем, случился казус: двигатель оказался неисправным, и в той же Турции экстренно был заказан новый мотор. В общем, ко времени появления Медведева на берегах Севана корабль должен поплыть.
В четверг же в программе визита Медведева возложение венков к мемориалу Памяти жертв геноцида Цицернакаберд, участие в торжественной церемонии открытия во втором по величине городе Армении Гюмри военного кладбища «Холм чести», где похоронены русские офицеры, павшие в русско-турецких войнах XIX века, – в мемориал включена точная копия памятника в Карсе, взорванного турками в 1919 году, и, наконец, собственно переговоры с армянским лидером Сержем Саргсяном. По их окончании будет подписан новый договор по российской военной базе, дислоцированной в Гюмри, которая, как записано в документе, «совместно с армянскими вооруженными силами будет обеспечивать безопасность Армении». Срок пребывания, как уже отмечалось, продлевается с 25 до 49 лет, а вооруженные силы Армении в целях повышения безопасности обеспечиваются современным оружием. Предполагается также, что Медведев и Саргсян объявят о начале строительства в Армении новой АЭС российской стороной. Отдельная тема – Нагорный Карабах. В том, что президенты затронут едва ли не самый болезненный региональный вопрос, сомнений нет. Нет сомнений и в том, что эта часть переговоров будет засекречена, а информация по этой теме появится позднее. Возможно, только после визита Медведева в Баку, запланированного на сентябрь.
Отношения стратегических партнеров, коими себя называют Москва и Ереван, в последнее время подверглись испытанию. Речь идет о готовящейся или уже состоявшейся – окончательной ясности все еще нет – продаже Россией двух дивизионов зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 ПМУ-2 «Фаворит» Азербайджану. Москва по этому поводу дала противоречивые ответы, то категорически опровергая информацию, то косвенно подтверждая ее. Баку говорит о сделке как о состоявшейся. Официальный Ереван ограничился расплывчатым высказыванием: у Азербайджана есть средства на покупку такого вида комплексов, а раз так, то какая, мол, разница, у кого они приобретаются – у России или, к слову, США.
Однако необремененные властью армянские политики даже пророссийского толка потребовали большей конкретики. В частности, был поднят такой вопрос: будет ли задействован договор о 49-летнем пребывания российской военной базы в Армении на деле, случись новая война в Нагорном Карабахе (НКР), то есть стоит ли ожидать помощи от России в этом случае? В документе, готовом к подписанию президентами, речь идет о совместном обеспечении безопасности только Армении как таковой. Если нет, то чем объяснить двукратную пролонгацию срока дислокации базы? Если только в качестве некой меры, уравновешивающей продажу Россией Азербайджану «Фаворитов», то «размен», что называется, неравноценный: российским комплексом Баку обеспечит безопасность своих стратегических объектов – углеводородных месторождений, трубопроводов, а также Мингечаурской плотины, в случае повреждения которой половина центральной части республики может быть смыта водой, и тем самым окончательно развязывает себе руки для войны в Карабахе. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что, оснащая Азербайджан «Фаворитами», Россия нарушает относительное равновесие в вооружениях – у Армении таких систем нет, а находящиеся на ее территории комплексы С-300 принадлежат «российской военной базе, и ни один армянский генерал не имеет права даже подойти к ним».
Упоминающееся в новом договоре обеспечение армянской армии «современными и совместимыми вооружениями, военной (специальной) техникой» тоже вызывает вопросы. Например: каким образом в Армению будут доставляться эти вооружения и техника? Через Турцию и Азербайджан – исключено, эти страны согласия на транзит не дадут. Крайне сомнительно, чтобы это сделала Грузия, считающая Азербайджан стратегическим партнером, а Россию – своим главным врагом. Трудно представить, чтобы вооружения в Армению завозились через «тридцать девять земель» – Иран, который сам не пойми в каком политическом состоянии, или воздушным путем, на что тоже нужно согласие Грузии или Турции. Вопросы эти для армянской общественности отнюдь не праздные, особенно если ознакомиться с местной прессой последних недель.
Судя по публикациям – начало новой войны в Нагорном Карабахе может показаться делом времени. При этом недостатка в прогнозах нет: Азербайджан ударит по Карабаху спустя пару дней после начала военной операции в Иране; война начнется, как только Азербайджан развернет проданные Россией ракетные комплексы; война начнется в сентябре, когда Баку нормализует натянувшиеся отношения с Вашингтоном, – в сентябре в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН ожидается первая встреча президентов США и Азербайджана – Барака Обамы и Ильхама Алиева.
Вопросов, ответы на которые армянская общественность надеется получить в ходе визита Медведева, в общем, не много, но все они, без преувеличения, жизненно важны. Власти сколько угодно могут уверять, что российско-армянские отношения находятся на небывало высоком уровне, но такого рода их заявления затронутую проблематику с повестки дня не снимают.
Меньше ожиданий в этом плане от саммита ОДКБ. Как откровенно признался в приватной беседе бывший высокопоставленный представитель правительства, Ереван вполне отдает себе отчет в том, что от четырех членов альянса помощи в случае возобновления вооруженного конфликта в Карабахе не дождаться по чисто религиозным причинам – никакой устав ОДКБ не вынудит их это сделать, а Москва и Минск строят партнерские отношения с Баку, и вряд ли они забудут о собственных интересах. «Сама эффективность этой организации наглядно проявилась во время событий в Киргизии – призывы о помощи оказавшегося на пороге гражданской войны Бишкека разбились о препоны, связанные с международным законодательством», – сказал собеседник. Собственно, иначе вряд ли могло быть: ОДКБ больше похож на неустойчивый конгломерат, где превалируют взаимные претензии, чем на реальный союз стран со взаимными интересами. Поэтому стоит полагать, что на саммите президенты скорее попытаются разрядить натянувшиеся двусторонние отношения, нежели добьются прогресса в формате самого альянса. Видимо, этим можно объяснить то, что президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл в Ереван еще вчера с частным, как сообщили «НГ» в МИД Армении, визитом. Он заинтересован во встрече с Дмитрием Медведевым, который, как еще несколько дней назад объявила пресс-служба Кремля, «на саммите ОДКБ отдельно встречаться с Лукашенко не намерен». Но, очевидно, и в Москве, и в Минске осознали, что градус отношений между ними повысился до недопустимо высокого уровня и его надо понижать – Дмитрий Медведев одернул своего помощника Сергея Приходько, пригрозившего белорусскому лидеру «сеансом разоблачения» по абхазскому и югоосетинскому вопросам.