Белоруссия в ближайшее время намерена определить, кто будет строить для нее АЭС. Александр Лукашенко заявил, что, несмотря на прежние договоренности, это может быть и не Россия. В то же время эксперты склоняются к тому, что вечно конфликтующие союзники договорятся, а угрозы Минска – попытка сделать Москву сговорчивее.
Еще в январе «НГ» писала, что руководство Белоруссии ведет переговоры с иными (помимо РФ) странами о возможности их участия в строительстве республиканской АЭС, так как найти взаимопонимание с Россией не удается и по этому вопросу. В качестве альтернативы России назывался, в частности, Китай. На тот момент официальный Минск утверждал, что подписание договора с РФ о строительстве АЭС состоится со дня на день и никаких разногласий нет.
«Атомстройэкспорт», который должен был строить станцию, правда, намекал на некоторую связь решения этого вопроса с политикой. Однако подписание контракта, которое должно было произойти еще в прошлом году, не состоялось. В пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко признался-таки, что разногласия действительно есть, и заявил, что если в ближайшее время не удастся выйти на компромиссный вариант, то Минск будет искать другого партнера. Причем предложения на этот счет уже есть, заверил он.
Что касается причин разногласий, то, по словам Лукашенко, их несколько: сначала россияне запросили двойную цену, а затем стали настаивать на создании СП, которое сможет в дальнейшем продавать на экспорт белорусскую электроэнергию. «Позвольте! Мы берем у вас кредит, и не дешевый, мы его будем возвращать. Какое вы имеете отношение к нашему товару?!» – негодовал, рассказывая историю вопроса, Александр Лукашенко.
Лукашенко напомнил, что в то время, когда Белоруссия проводила тендер на строительство АЭС, Россия сама настаивала, чтобы выбор был сделан в ее пользу. «Затем, я считаю, по чисто субъективным факторам нас начали придавливать. Вы знаете, какие это факторы. Это в одном ключе с тем, что происходит и по другим направлениям», – пояснил он и сообщил, что поручил правительству провести «последние» переговоры с Россией на эту тему, после чего приступить к переговорам с другими инвесторами.
Заявления на тему АЭС Лукашенко сделал одновременно с откровениями о причинах непризнания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, из-за чего первая тема затерялась, однако уже в понедельник общественность и СМИ включились в обсуждение этой темы. Некий тайный источник в топливно-энергетическом секторе Белоруссии заверил информагентство ПРАЙМ-ТАСС, что Белоруссия действительно пока не проводила предметных переговоров с потенциальными инвесторами, так как «развод» с Россией еще не оформлен. Белорусский академик, физик-ядерщик Александр Войтович в беседе с журналистами предположил, что сторонам все же удастся договориться и российская компания останется генеральным подрядчиком строительства. При этом, кстати, предложение России о создании СП по экспорту электроэнергии он оценил как вполне закономерное. «Россия хочет быть уверенной, что деньги, потраченные на эту станцию, вернутся», – считает Войтович.
Наряду с этим существует и мнение, что Белоруссии и вовсе не удастся построить эту АЭС, и не только потому, что строптивое руководство не может договориться с инвестором. Против выступает Литва, на границе с которой планируется возвести станцию. Как сообщалось, Литва сама намерена строить новую АЭС. К тому же атомная станция должна появиться и в Калининградской области. Такая «скученность» атомных реакторов может быть признана опасной и международными экспертами. К тому же близкие к теме эксперты поговаривают, что никто, кроме Китая, реально не претендует на сотрудничество с одиозным президентом Белоруссии, а надежность последнего вызывает большие сомнения.
Как ранее писала «НГ», идея строительства АЭС возникла как вариант ухода от энергетической зависимости России. Проектируемая мощность станции из двух блоков должна составить 2400 МВт. Первый планировалось ввести в эксплуатацию в 2016 году, второй – в 2018 году. Ориентировочная стоимость проекта 9 млрд. долл.
Минск