Киргизия постепенно возвращается к нормальной жизни – через два месяца здесь будет избран парламент.
Фото Григория Михайлова
В среду президент Киргизии Роза Отумбаева спецуказом перевела силовые структуры страны на усиленный режим службы – в республике стартовала предвыборная кампания в парламент. Указ президента о проведении парламентских выборов 10 октября был обнародован накануне. В борьбу за депутатские кресла готовы вступить все 148 зарегистрированных в Киргизии политических партий. При этом явных фаворитов, по мнению экспертов, не много – таковыми можно считать шесть-семь партий.
Киргизия без парламента живет уже четыре месяца – 7 апреля в результате государственного переворота был свергнут президент Курманбек Бакиев, и оппозиция, захватившая власть в республике, распустила законодательный орган. Страна начала жить по декретам временного правительства. Лишь после июньского референдума и принятия новой Конституции Киргизия обрела относительно легитимного президента – Отунбаеву. Она обладает полномочиями, которым мог бы позавидовать любой из ее коллег, – у нее сосредоточена президентская, премьерская и парламентская власть. Говорить о каком-то балансе ветвей власти не приходится: функции двух у «временного президента», а третья – судебная – полупарализована.
Вместе с этим, как отмечают эксперты, де-факто власть Отунбаевой слабее, чем кажется. Система госуправления зачастую саботирует ее распоряжения, а в регионах (особенно в южной части страны) ее возможности и вовсе иллюзорны. К примеру, мэр города Ош Мелисбек Мырзакматов совершенно спокойно делает заявления не только о несогласии с политикой новых властей, но и о готовности держаться за свое место в случае увольнения «до последней капли крови». Образно страна под управлением Розы Отунбаевой напоминает раскачивающийся корабль с неисправным штурвалом и своенравной командой, где каждый в пиратских традициях претендует на звание капитана ну или как минимум на право постоять у штурвала. При этом сам корабль частично прогнил, перманентно дает течь, которую команда в целях самосохранения вынуждена затыкать.
Слабость власти и слабость силовиков – большой соблазн для желающих поживиться государственным имуществом. По данным источников «НГ», спецслужбы Киргизии работают на износ, пытаясь предотвратить столкновения и беспорядки. О некоторых успешных действиях уже известно. 5 августа была предотвращена попытка захвата власти сторонниками криминального авторитета Урмата Барыктабасова. 9 августа в Бишкеке планировался митинг-реквием по погибшим 7 апреля с участием более 5 тыс. человек, который зачинщики собирались превратить в массовые беспорядки. Мероприятие, как отмечают в ГСНБ, по уже сложившейся традиции «финансировалось близкими родственниками экс-президента Бакиева».
Еще более сложная ситуация складывается на юге – в Оше, Баткене и Джалал-Абаде. Там еще свежи воспоминания о межэтнической резне в июне этого года. В регионе много радикально настроенных людей, имеющих оружие. Для нового пожара нужна лишь искра. Вопрос лишь в том, кто и когда ее высечет.
В таких условиях стартовала предвыборная кампания. Многочисленные партии, претендующие на 120 мандатов, размещают по стране билборды, раздают рекламные листовки, проводят съезды, встречи, акции. Местные телеканалы крутят ролики наиболее богатых партий. Сами партийные лидеры старательно агитируют не только рядовое население, но и влиятельных в отдельных селах и городах граждан, суля в случае успеха деньги или должности на государственной службе. Порой вокруг «интересных людей» разворачивается настоящий торг. Торгуют и партийными списками. Кресла в парламенте в нынешнем сезоне особенно дороги. По слухам, место в первой десятке лидирующей партии стоит от 300 до 500 тыс. долл. Победившая партия получает возможность играть роль первой скрипки – формировать правительство и назначать премьер-министра. За победу придется побороться, и не всегда борьба носит идеологический характер. Основной «запас агитации и ушат компромата» партии приберегут на последний месяц: в сентябре борьба станет особо ожесточенной.
Бишкек