Всего несколько дней назад президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении упростить таможенные процедуры с соседними странами, а уже в четверг грузинские телеканалы показали строительство совместного грузино-турецкого КПП «Сарпи». С введением в эксплуатацию этого объекта пересекающие грузино-турецкую границу будут подвергаться таможенным процедурам один раз, что сэкономит время и позитивно отразится на туристической сфере обеих стран. Непонятно пока, как будут распределяться таможенные поступления.
По словам Михаила Саакашвили, договоренность о создании совместной таможни была достигнута с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. «Мы хотим, чтобы у нас все было, как в Европе, – чтобы не было очередей, чтобы людям было удобно. Интеграции в Европу хочет и Турция, и мы, поэтому у нас должен действовать принцип одного окна, и машины должны проезжать через границу без препятствий», – заявил грузинский лидер.
Напомним, неделю назад Саакашвили, инспектируя Министерство финансов, раскритиковал таможенников, «часами мучающих на границе туристов», в то время как «мы должны лелеять туристов, посылать им воздушные поцелуи, а не подвергать их на КПП унизительным проверкам на сканерах». «Какие научные знания нужны таможенникам, чтобы отличить 99% туристов от 1% челночников на границе и проверкой каждого в невыносимую жару не создавать огромные очереди на КПП», – возмутился Саакашвили и тем самым подписал приговор начальнику таможни «Сарпи».
Ситуация на этом КПП, по свидетельствам очевидцев, после этого кардинально изменилась, а с началом функционирования совместной таможни картина станет совсем иной. Причем одним КПП «Сарпи» интеграция таможенных систем Грузии и Турции не закончится. Как сказал Саакашвили, на тот же совместный принцип работы в скором времени будет переведена и таможня в городе Вале. Очевидно, это произойдет по завершении строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс (БТАК).
2 августа участники этого проекта встретились в Баку и сверили часы. Работы по прокладке дороги не выбиваются из графика, несмотря на то что зимой из-за непогоды несколько раз пришлось брать незапланированные тайм-ауты, а сейчас проблемы возникли на турецком участке – маршрут уперся в мощные базальтовые скалы, резюмировали участники встречи. По их мнению, трудности тем не менее не отразятся в конечном счете на проекте – дорога будет готова в 2012 году. Именно к этому времени, вероятно, возникнет необходимость в реорганизации работы таможенного пункта «Вале», о чем и говорил Саакашвили.
БТАК, открытость границ Грузии и Турции способны реально превратить транспортный коридор Азербайджан–Грузия–Турция в весьма значимый участок глобального проекта Великого шелкового пути. С легкой руки губернатора турецкой приграничной провинции Ардаган Мустафы Текмена в обиход стал входить термин «Курной союз», то есть союз Турции, Грузии, Азербайджана – трех государств, по территориям которых протекает Кура – крупнейшая река в регионе. В Армении, по политическим причинам остающейся вне значительных региональных проектов, этот союз получил название «антиармянский». Досаду Еревана вызывает и то обстоятельство, что ему так и не удалось даже с помощью Запада внести коррективы в проект БТАК. Дело в том, что существующая, но по причине неурегулированности карабахского конфликта законсервированная железнодорожная ветка Гюмри–Карс в случае деблокации значительно удешевляла строительство нынешней дороги – не нужно было бы прокладывать участок Карс–Ахалкалаки. Но, несмотря на то что у предложения Еревана нашлись сторонники даже в Турции, Азербайджан продавил свою схему: все проекты без Армении, пока существует проблема Нагорного Карабаха.
Впрочем, узловая страна «Курного союза» – Грузия – нынешним раскладом ограничиваться не собирается. Саакашвили оказался верен себе, рассуждая о необходимости «открытых границ с Арменией и Азербайджаном». В среду в Тбилиси вопросы внедрения принципа интегрированного управления границы обсудили министр финансов Грузии Каха Баиндурашвили и посол Армении в Грузии Грачья Силванян. Стало известно, что ЕС в рамках программы «Управление интегрированными границами» предоставит Еревану около 2 млн. долл. для модернизации двух пограничных пунктов на армяно-грузинской границе. Но до перехода на «совместный режим» соседям, очевидно, нужно будет разрешить несколько спорных территориальных вопросов.
Несколько сложнее продвигается идея Саакашвили в азербайджанском направлении. Здесь также имеется «территориальная неопределенность», но главная проблема в том, что Баку с недоверием относится к самой идее прозрачных рубежей. По мнению южнокавказских аналитиков, это характерная черта азербайджанских властей, не решающихся отменить визовый режим даже со своим ближайшим партнером – Турцией.