Иные туркменские песни могут длиться более десяти часов.
Фото с сайта www.turkmenistan.karakum.net
На каспийском побережье Туркмении 18–20 августа состоится международный музыкальный фестиваль «Аваза-2010». Музыканты разных стран мира продемонстрируют свое мастерство, в том числе и в жанре народной музыки. Туркменским исполнителям к этому времени президент Гурбангулы Бердымухамедов рекомендовал освоить игру на 72 национальных инструментах. Это распоряжение главы государства озадачило туркменское общество, напомнив атмосферу, царившую при первом президенте – Туркменбаши.
Президента Гурбангулы Бердымухамедова, пришедшего к власти в феврале 2008 года, в Туркмении восприняли как руководителя новой формации – первые его указы можно было расценить как попытку избавиться от парадоксальных порядков, установленных прежним президентом страны Сапармуратом Ниязовым. Он вернул населению запрещенные Туркменбаши оперу, цирк, библиотеки, Интернет. В первые годы правления Бердымухамедов провел ряд реформ в социальной сфере, образовании, сельском хозяйстве, экономике. Журнал Forbes на днях опубликовал международный рейтинг счастья, который составлен Институтом Гэллапа: в списке из 155 стран мира Туркмения заняла 18-е место.
Тем не менее последние распоряжения главы государства дают основания говорить о возрождении курса прежнего президента Туркменбаши. Так, в июле туркменские власти отдали распоряжение о запрете на выезд граждан, имеющих паспорта старого образца. Это сделано для того, чтобы поставить точку в вопросе о двойном гражданстве: оно было упразднено еще в 2002 году и подтверждено в 2008 году поправками в Конституцию, однако часть населения продолжала пользоваться двумя паспортами.
На минувшей неделе в ходе заседания кабинета министров, которое традиционно транслируется по государственному телевидению, Бердымухамедов высказал ряд критических замечаний в адрес вице-премьера Майсы Язмухаммедовой и курируемого ею Министерства культуры и телерадиовещания. Он недоволен тем, что туркменские музыканты ограничиваются аранжировкой фольклорного наследия и подражают популярным в мире произведениям. Президент считает, что музыкантам «необходимо активнее использовать все формы, видовое и жанровое богатство музыкального наследия предков при создании новых неповторимых произведений». Он призвал местных музыкантов активно задействовать в своем творчестве все 72 туркменских народных инструмента. Правда, не уточнил, что это за инструменты. Эксперты, к которым «НГ» обратилась за разъяснениями, считают, что под «туркменскими» инструментами глава государства, видимо, имел в виду все музыкальные инструменты, которые используются на Востоке. В частности, в нескольких номерах газеты «Нейтральный Туркменистан» (октябрь–ноябрь 2001 года) были публикации об этих 72 инструментах. В их числе широко известный на Востоке уд (пятиструнный безладовый инструмент) и другие струнные инструменты региона – танбур (использовался в Туркменами в XVII–XVIII веках), арабский канун, тюркский икидилли, бозук. Среди духовых инструментов упоминается дилли туйдук. Он считается прародителем всех духовых музыкальных инструментов и имеется почти у всех народов под разными названиями, в России, например, он известен как пастуший рожок. А также его производные – гоша дилли туйдук, гамыш баламан, агач баламан, гаргы туйдук, най, сурнай (зурна).
Кроме этого, в одной из статей также говорится и об исконно туркменских инструментах, упоминание о которых осталось в эпосе: духовой бронзовый инструмент бори, напоминающий изогнутый рог, горкута ата – изготавливался из абрикосового дерева, глиняные детские свистульки – джул-джулы, специальный инструмент для женщин – гопуз. Всех не перечесть.
«Если говорить только о национальных инструментах туркмен, то их было всего три: дутар, гиджак, тойдук. Соответственно балалайка, смычковая балалайка и дудка из камыша. К этому можно добавить зурну, на которой играют девушки. В прошлом практически каждый туркмен играл на дутаре. Не было даже бубна. У туркмен, проживающих в восточных районах Туркменистана, бубен появился под влиянием узбеков и таджиков», – сказал «НГ» профессор, доктор исторических наук Шохрат Кадыров. По его словам, так называемые музыкальные посиделки были в регионе самой распространенной формой проведения досуга. За ними шли шахматы. Уже в советское время в Туркмении стал очень популярен аккордеон. «На этом инструменте прекрасно играет второй президент. Кстати, недавно он сыграл в кругу детей, – отметил Кадыров. – Полагаю, что приказ играть на всем, что попадется под руки, – это ход конем. Президент предлагает комплиментарно выйти за рамки традиционной музыки. Ведь его предшественник Туркменбаши, напротив, настоятельно советовал, чтобы по радио и телевидению круглые сутки звучала музыка бахши». (Бахши – одно из направлений в туркменском фольклоре – музыкант играет на дутаре и исполняет песню, которая может продолжаться более 10 часов.) Кстати, у действующего президента Туркмении разнообразные интересы и таланты: он пишет книги по лечению травами, знает толк в стоматологии и как-то даже сделал операцию онкобольному.
По мнению гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ Алексея Власова, «реформы, проводимые Бердымухамедовым в стране, никак не затронули сферу культуры». «Причина в том, что у нас разная ментальность и мы пытаемся найти логические объяснения тем или иным указам президента и его поступкам. Например, не является ли это изменением политического курса Туркмении? Нет, это не колебание курса партии, а продолжение тех трендов, которые существовали при Ниязове», – сказал «НГ» Власов.