Властям Южной Осетии не хватило двух лет для ликвидации последствий войны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Инициативная группа жителей Южной Осетии, оставшихся без жилья в результате августовской войны 2008 года, во вторник обратилась к западным государствам с воззванием помочь в восстановлении домов. Многочисленные соответствующие письма к властям республики, руководству Российской Федерации, по их словам, катастрофической ситуации не изменили. Коллективное обращение к Западу вызрело спустя сутки после инспекционной поездки в Южную Осетию первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова. Первой на просьбу отозвалась Грузия, готовая решить все проблемы в кратчайшие сроки.
Игорь Шувалов, как и предыдущие российские ревизоры, остался недоволен увиденным. Все идет очень медленно, резюмировал чиновник, а потому в 2011 году схема восстановления республики будет изменена.
«Для контроля будет создана новая межправительственная комиссия под руководством министра регионального развития России Виктора Басаргина», – сообщил Шувалов на совещании в Цхинвале.
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты на том же совещании, объясняя медленные темпы строительства, пожаловался и на подрядчика, и на заказчика и привел еще какие-то причины. Особое его раздражение вызывает то, что в республике работает «слишком много фирм из Челябинска» – из Челябинска же родом нынешний премьер Южной Осетии Вадим Бровцев, чьи натянутые отношения с Кокойты общеизвестны.
Простым жителям республики, однако, не до «новых схем» и «уважительных причин» медленного или некачественного строительства. Все идет к тому, что около 200 семей и третью зиму после грузино-осетинской войны встретят где придется. Кого-то опять приютят соседи, другие перезимуют во времянках, а кто-то опять выедет к родственникам в Россию. Вот в таких отчаянных условиях и возникла идея обратиться за помощью к Западу.
В заявлении цхинвальских бездомных говорится, что «восстановление 283 многоэтажных и 322 частных домов должно было завершиться к концу 2009 года, а по официальным данным, к весне 2010 года отремонтирована была только третья их часть: 85 многоэтажных и 102 частных домов». Ресурс «Эхо Кавказа» приводит слова одного из авторов обращения Земы Тедеевой: «В решении обратиться за помощью к Западу нет никакой политики... С кого мне что требовать? С России, которая выделила деньги и не проследила? С Грузии, которая бомбила? Или с Осетии, которая разворовала эти деньги? К Западу надо обращаться...» По ее словам, она даже попросила прислать ей зимнюю палатку для проживания, «если такие существуют». Тедеева признается, что и визит Шувалова надежд на позитив не породил: «Я смотрела, как президент отчитывался во дворе нашей больницы. Как главврач отчитался перед ним о том, что все сделано на 100% хорошо. Шувалов молча слушал. А я от врачей знаю, что в больнице не везде есть вода, не подключена канализация, оборудование не в порядке. Очередной визит для галочки, больше ничего».
Предыдущий инспекционный визит в Южную Осетию совершил Виктор Басаргин. Цхинвальцы склонны увязывать его приезд со своим письмом премьер-министру РФ Владимиру Путину, в котором они изложили те же проблемы и просьбы, что сейчас к Западу. «Мы просили тогда беспроцентный кредит, чтобы отстроить свои дома. Басаргин осмотрел долгострои, по адресам, указанным в письме Путину, проехал и убыл в Москву недовольный... Это было в начале июля. И ничего, в общем, не изменилось... потому и вынуждены теперь обратиться к Западу», – сказала Зема Тедеева.
В Цхинвале ходит невеселая шутка о том, что проигравшая Грузия за месяц всех своих беженцев из Южной Осетии обеспечила коттеджами – целый городок недалеко от зоны конфликта был возведен в считанные месяцы, а победители третий год палатками не всех могут обеспечить. «Происходящему не должны удивляться ни местные жители, ни российское руководство. Всем было известно, кто такой Кокойты и что представляет его режим... Тем не менее Кремль решил назначить президентом региона его, ну он и действует привычным образом», – заявил «НГ» госминистр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили. По его данным, средства, выделенные Россией, до населения не дошли, из-за чего растет недовольство режимом Кокойты. «Единственное, что там построено, не считая отдельных «показательных» корпусов, – российские военные базы», – сказал Якобашвили.
Напомним, что с 2008 года Россия на восстановление Южной Осетии выделила 26 млрд. руб. и намеревалась в течение нынешнего года выделить дополнительно еще 5,7 млрд. руб. на восстановление инфраструктуры. Иначе говоря, на «долю» каждого жителя республики из «российских денег» приходится до 35 тыс. долл. Но объем реально проведенных в регионе работ никак не соответствует объему освоенных средств, что дополнительно доказывается воззванием цхинвальцев к Западу. На деле же, если призыв будет услышан, с получением помощи могут возникнуть технические проблемы.
Южная Осетия, не считая России, признана лишь Венесуэлой, Никарагуа и Науру. Соответственно помощь напрямую теоретически можно получить лишь от этих стран. Другие государства, если отзовутся, то направят помощь через Грузию, чьей неотделимой частью считают Южную Осетию.
«Если какое-нибудь государство предпримет такие действия, то мы не то чтобы препятствовать, но наоборот – сделаем все возможное, чтобы помощь дошла до адресата в Цхинвальском регионе», – заверил «НГ» Темури Якобашвили. Более того, госминистр заявил «НГ», что Тбилиси сам готов оказать своим согражданам всю необходимую помощь в полном объеме. «У нас разработана стратегия в отношении оккупированных территорий, одобренная ведущими странами мира. В ней заложено несколько схем и вариантов взаимодействия, и, пользуясь ими, мы бы могли в весьма сжатые сроки решить все проблемы жителей региона, если нам не будут препятствовать марионеточные власти Южной Осетии», – сказал «НГ» Якобашвили.
Глава МИД Южной Осетии Мурад Джиоев заявил «НГ», что не имеет представления о том, что кто-то из цхинвальцев обратился за помощью к Западу. «Если у других стран возникнет желание помочь народу Южной Осетии, то они это могут сделать через Владикавказ – мы такую схему предлагали на женевских консультациях по безопасности, а через Грузию или от Грузии мы принять помощь не сможем – у нас неурегулированные отношения», – сказал «НГ» Джиоев.