Юрий Бойко (слева) и Гюнтер Оттингер затеяли энергетическую комбинацию.
Фото Reuters
До конца года Украина может обрести надежного союзника в газовых переговорах с Россией. Об этом можно судить по итогам состоявшейся на днях встречи премьер-министра Николая Азарова с комиссаром ЕС по вопросам энергетики Гюнтером Оттингером. Сообщая в Киеве о том, что до конца года Украина может стать полноправным членом Европейского энергетического содружества, еврочиновник впервые высказал осторожную поддержку украинской идее о нецелесообразности создания газопровода «Южный поток».
Придя к власти, команда Виктора Януковича сразу же стала уговаривать Россию отказаться от идеи строительства обходного газопровода. Как пояснил на днях Николай Азаров, альтернативой этому дорогостоящему проекту могла бы стать куда менее затратная «модернизация системы украинских южных газопроводов, которые позволят в ту же точку ЕС – в болгарский Бургас – доставлять точно такое же количество газа, которое Россия планирует поставлять по «Южному потоку».
Новая украинская власть делала ставку на то, что установившаяся дружеская атмосфера отношений с РФ позволит решить вопрос. Ведь в противном случае, как признают в Киеве, запуск «Южного потока» превратит в ненужный металлолом украинскую газо-транспортную систему (ГТС). Но, несмотря на политическое потепление, российская сторона не отказалась от проекта. Месяц назад руководитель «Газпрома» Алексей Миллер заявил: «Газпром» ни на шаг не отступит от своего плана. Практическая реализация этого газотранспортного транснационального газопровода начнется в 2013 году, а построен он будет не позднее конца 2015 года».
Получив отказ в России, украинская сторона стала еще более активно работать с ЕС. Азаров недавно сказал журналистам, что в последние месяцы украинская власть проводит «по нескольку встреч по этой теме на самых высоких уровнях». По словам главы правительства, это свидетельствует о том, что ЕС с интересом отнесся к идее отказа от строительства «Южного потока».
Правда, ранее никто из еврочиновников не подтверждал мнение представителей украинской власти. Поэтому слова Гюнтера Оттингера стали своеобразной сенсацией. Он признал, что украинская ГТС – «это лучший путь (транспортировки газа из РФ в ЕС. – «НГ»), потому что это прямое сообщение, которое обеспечивает наибольшую техническую надежность и безопасность». Чиновник в Киеве подтвердил факт ведения переговоров о модернизации украинской ГТС в контексте отказа от строительства обходного газопровода: «Мы обсуждаем, как лучше инвестировать в транспортную систему Украины, в соответствующую инфраструктуру, и каким образом эти инвестиции могут стать лучшим бизнес-планом на будущее, более успешным, чем «Южный поток».
При этом представитель ЕС сделал акцент на необходимости привлечения России к переговорам. Азаров согласился, что без участия «Газпрома» проект не имеет смысла: «Мы должны получить гарантии, что ЕС будет покупать в России определенные объемы газа, который будет транспортироваться по нашей территории, а Россия будет продавать соответствующий объем газа. При условии, что есть продавец и покупатель, есть смысл вкладывать средства в модернизацию ГТС». Предполагается, что трехсторонняя встреча по этому вопросу состоится в сентябре.
Российская сторона пока никак не прокомментировала слова еврокомиссара. А эксперты в Киеве считают, что Оттингер, возможно, кинул пробный камень, чтобы выяснить реакцию «Газпрома». Аналитик Института им. Горшенина Наталия Клаунинг сказала агентству УНИАН, что выполнение тех условий, о которых говорил Азаров, вряд ли возможно. Ведь речь идет о том, что «Газпром» и страны ЕС должны взять на себя обязательство продавать и покупать не менее 150 млрд. куб. м газа ежегодно. Транспортировка такого объема превратила бы проект модернизации украинской ГТС в прибыльный. Однако страны ЕС не только сокращают потребление газа, но и пытаются диверсифицировать его поставки, обратила внимание эксперт, отметив, что это ставит под сомнение перспективу увеличения пропускной мощности украинской трубы. По этому маршруту в период экономического роста в ЕС поставлялось до 120 млрд. куб. м газа, а за время кризиса объем транзита снизился почти на четверть. Клаунинг считает, что развитие рынка сжиженного и сланцевого газа поставит под сомнение эффективность трубопроводных поставок.
Кстати, в конце весны украинское правительство приняло решение о строительстве терминала по приему сжиженного газа. Недавно глава украинского Минтопэнерго Юрий Бойко рассказал, что проект рассчитан на ближайшие четыре года, с перспективой поставок с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2. Министр сообщил, что работы ведутся в рамках специальной программы между Украиной и ЕС, общее финансирование по которой составляет около 3 млрд. долл. Строительство терминала, по данным чиновника, обойдется примерно в 1 млрд. долл. Как уточнили «НГ» источники, близкие к украинскому правительству, планируется, что до конца года в Киев приедет президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в торжественной обстановке вместе с представителями ЕС даст старт проекту. «Возможно, это совпадет с присоединением Украины к Европейскому энергетическому содружеству – очень хорошее начало сотрудничества», – отметил источник.
Киев