После смещения Бакиева с поста президента прошло более 3 месяцев, однако систему госуправления Киргизии продолжает лихорадить. Чиновники на местах не только игнорируют распоряжения из центра, но и ведут собственную, нередко противоречащую указам властей политику. Между тем до парламентских выборов в Киргизии осталось два с половиной месяца.
В Киргизии продолжается кадровая чехарда. Сразу после апрельских событий и.о. директора Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства был назначен профессиональный оппозиционер Топчебек Тургуналиев. За 3 месяца он прославился не профессионализмом, а приказом, в котором в требовал от подчиненных говорить исключительно на киргизском языке.
22 июля вместо отправленного в отставку Тургуналиева директором агентства стал Мирослав Аманкулов, но уже спустя пять дней был освобожден с занимаемой должности. Весь процесс распределения постов в агентстве сопровождался и сопровождается митингами сотрудников. Аналогичные процессы происходят в ряде других госучреждений.
За последние две недели политические лидеры взяли некоторую паузу. Большинство из «тяжеловесов» старались не особо мелькать на публике и выступать с речами. По данным «НГ», сейчас местные политики заняты формированием политических союзов, граждане, планирующие побороться за депутатские кресла, ищут спонсоров, спонсоры – адекватных политиков, которые впоследствии станут лоббировать их интересы. Ряд заметных фигур сменили политическую ориентацию, вероятно, из идеологических (или финансовых) соображений. В наиболее удобном положении сейчас находятся партии, чьи лидеры не так давно были членами временного правительства – «Ата Мекен» (Омурбек Текебаев), «СДПК» (Алмаз Атамбаев) и «Ак Шумкар» (Темир Сариев). Наибольшими финансовыми и человеческими ресурсами из них располагают две первые партии. Весьма хорошим результатом для них будет по 30–40 мест в будущем 120-местном парламенте. Партия «Ак Шумкар» в лучшем случае может рассчитывать на 10–15 мест.
Также следует упомянуть недавно созданную партию «Бек», лидером которой стал одиозный революционер-конфискатор Азимбек Бекназаров. Ее шансы оценивать еще рано – организация еще не сформирована до конца, финансовые источники четко не определены, однако появление в ее рядах экс-министра обороны Исмаила Исакова, а также слухи о значительных финансовых ресурсах создателей дают основания предполагать, что она может взять 5–7 мест в будущем Жогорку Кенеше (парламенте).
Также за последнее время на местной политической арене активно проявили себя люди, которых можно отнести к категории «работавших при Бакиеве и при нем же ушедших в отставку», – это группа амбициозных, опытных политиков со связями и определенными финансовыми ресурсами, зачастую имеющих определенную политическую поддержку вне страны. Среди представителей данной группы – глава «Республики» Омурбек Бабанов, партия «Ата Журт» и ее лидеры Камчыбек Ташиев и Ахматбек Кельдибеков, а также «Единый Кыргызстан» под руководством Адахана Мадумарова. Все они взяли хороший старт, развесив в большом количестве свои агитматериалы в столице и окрестностях. Вместе с тем шансы данных организаций неясны.
Отдельно можно выделить так называемую группу генералов – на фоне беспорядка, творящегося в стране, довольно заметными стали фигуры бывших военных, сотрудников ГБ и МВД. Наиболее силен здесь лидер «Ар-Намыс» Феликс Кулов. На его стороне многолетний опыт политической борьбы, убежденные сторонники и налаженные внешнеполитические связи. В минусах – недостаточная финансовая подпитка, подпорченный сотрудничеством с Бакиевым авторитет, а также слухи о нестандартных для данной страны религиозных убеждениях: в Бишкеке упорно ходят слухи о том, что Кулов стал протестантом. Несмотря на то что официальных подтверждений тому нет, источники «НГ» в политических кругах Киргизии утверждают, что в стране, где 85% населения – мусульмане, этот факт снизит рейтинг «железного Феликса».
Расстановка политических сил в стране за 2,5 месяца до выборов еще неоднократно поменяется, наверняка некоторые партии, дабы повысить свои шансы на получение мест в парламенте, создадут избирательные блоки. Где-то через три-четыре недели следует ожидать появления компромата практически на всех участников схватки за кресла. Кстати, у бывших членов временного правительства есть способ устранить большую часть конкурентов. Сейчас в их среде обсуждается целесообразность принятия закона о люстрации, который запретит политикам, работавшим при Бакиеве, занимать государственные должности, в том числе и избираться в парламент.
Бишкек