Нурсултан Назарбаев выбирает тот вектор, который более выгоден.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Казахстан готов поставлять свой газ в Германию по трубопроводу Nabucco. Об этом договорились в ходе недавних переговоров президент Нурсултан Назарбаев и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель. Эксперты не исключают, что Казахстан уводит каспийский газ у России и переориентирует его, причем не только на западное направление.
Во время визита в Астану, который пришелся на минувшее воскресенье, Ангела Меркель обсудила с Нурсултаном Назарбаевым ряд вопросов, в том числе и энергетических. Во время переговоров она получила заверение о возврате немецким банкирам ранее выданных кредитов, которые казахстанские банки получили еще до начала финансового кризиса. Кроме того, в рамках визита подписаны девять межправительственных и межведомственных, а также 34 экономических соглашения и контракта на общую сумму свыше 2 млрд. евро. Однако более важным эксперты считают заявление главы Казахстана о готовности присоединиться к трансконтинентальному проекту Nabucco. Одним из участников строительства трубопровода является германский концерн RWE. Естественно, Ангела Меркель заинтересована в том, чтобы этот проект состоялся. Однако пока окончательно не определена ресурсная база под него.
Напомним, усовершенствованный проект предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России – из Туркмении через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. При этом он дополнится уже существующим газопроводом Баку–Тбилиси–Эрзерум.
Кстати, вопрос участия Казахстана в проекте Nabucco обсуждался также осенью прошлого года во время визита Назарбаева в Анкару. Тогда глава Казахстана также не возражал против участия Казахстана в этом международном проекте. Однако окончательного решения на поставку казахстанского газа для этой трубы не дал.
Причина, из-за которой Астана медлит, по словам Назарбаева, кроется в нерасторопности Евросоюза. «Казахстан никогда не был против Nabucco, весь вопрос в том, что в Европе много говорят о нем... но практически мало что делается», – заявил Назарбаев в ходе совместной пресс-конференции, которая состоялась по итогам переговоров. Лидер нации назвал два условия, необходимых для участия Казахстана в этом проекте: проложить газопровод по дну Каспийского моря через Кавказ до Черного моря и дальше или по крайней мере на казахстанском побережье Каспия построить заводы по сжижению газа. «Ни по тому, ни по другому вопросу ничего не делается, кроме разговоров», – констатировал президент. Он также напомнил, что Туркмения, обладающая огромными запасами газа, также могла бы участвовать в проекте Nabucco, «но не видит решения этой проблемы». «Евросоюз мог бы более активно заниматься вместе с нами этим вопросом», – резюмировал Назарбаев.
Напомним, что Ашхабад еще в прошлом году подписал меморандум с Брюсселем о готовности поставлять в Nabucco 10 млрд. куб. м природного газа в год. Предполагалось, что соглашение сроком на 30 лет будет подписано еще в апреле. Но этого сделано не было: помешал ряд неурегулированных противоречий между участниками проекта.
«Если его все-таки удастся сдвинуть к концу года с мертвой точки, то Казахстан может более детально рассмотреть свое участие в Nabucco», – сказал «НГ» генеральный директор Информационно-аналитического Центра МГУ Алексей Власов. «Казахстан выбросил пробный шар и теперь будет наблюдать за реакцией Запада и Москвы», – считает эксперт. По его мнению, Астана меняет тактику и начинает действовать по примеру Баку – когда рассматривается несколько проектов и выбирается наиболее выгодный.
Ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев считает, что прежде всего Казахстан «набивает цену собственному газу». «Основной потребитель в отличие от ЕС – рядом, не нужно решать проблему перехода через Каспий», – сказал «НГ» Дмитрий Ширяев. По его словам, зная практику «Газпрома» по упреждающей закупке газа, когда по выгодной (для потенциальных поставщиков Nabucco) цене газ выводится в российском направлении, страны – потенциальные участницы европейского проекта, могут получить дополнительные доходы. «Но, несмотря на сделанные заявления, газ, скорее, пойдет не на север или запад, а на восток, в Китай, в борьбе за рынок которого сейчас конкурируют Туркмения и Россия», – считает эксперт.