Фото Reuters
В среду на последнем перед летними каникулами пленарном заседании депутаты парламента Грузии приступили к рассмотрению новой редакции Конституции страны. Она предусматривает перераспределение полномочий от президента к парламенту и кабинету министров. По мнению противников президента Михаила Саакашвили, принятие новой Конституции позволит ему продлить пребывание на политическом Олимпе по истечению нынешних полномочий в 2013 году. В ранге премьер-министра или спикера парламента – в зависимости от того чьи функции к тому времени окажутся весомее.
Новая Конституция, над которой работала специальная комиссия, состоящая из известных юристов и правоведов, стала по сути четвертой за семь лет со дня революции роз. Все важные изменения в основной закон, которые принимались до сих пор, в общем преследовали одну цель – усиление президентской власти. Институт президента методично укреплялся даже вопреки критическим замечаниям из Вашингтона, курирующего революционные грузинские власти. Рекомендации перераспределить полномочия в сторону урезания президентских были услышаны правящими кругами только за три года до ухода Саакашвили на пенсию в 2013 году – по Конституции Грузии, на пост главы государства можно баллотироваться лишь дважды, а нынешний президентский срок у Саакашвили как раз второй. Сам он не раз заявлял, что не будет предпринимать никаких попыток ради продления своего пребывания во власти. Но, если оппоненты, утверждающие, что верхи новой Конституцией начали комбинацию, позволяющую перейти к новой форме государственного управления (скорее всего, парламентской модели), и заодно оставить Михаила Саакашвили во главе грузинского государства, но в ином качестве, значит, отношение к власти как таковой у нынешнего президента изменилось. Сомнений же в том, что пропрезидентское парламентское большинство утвердит вариант Конституции в том, виде, каком он желателен первому лицу государства, никаких нет. С учетом этого заявление вице-спикера Михаила Мачавариани о том, что законодатели в ходе обсуждений примут во внимание мнение и обычных граждан видится больше демократическим реверансом.
Принятием новой Конституции, урезающей президентские полномочия, парламент одновременно подыграет тем оппозиционным силам, которые будущее Грузии связывают с парламентаризмом. В частности, влиятельная Республиканская партия методично выступает за парламентскую модель государственного обустройства едва ли не со дня обретения страной независимости. В последнее время ее критические выступления на этот счет приобрели особую актуальность: Грузия не приспособлена быть президентской республикой, учитывая какими бедами обернулось правление Звиада Гамсахурдиа (экономический коллапс, потеря контроля над Южной Осетией, гражданская война, переворот), Эдуарда Шеварнадзе (энергетический коллапс, потеря Абхазии, разгул преступности, общая стагнация в его последние годы, революция), Михаила Саакашвили (августовская война, внутреннее противостояние, раскол общества, сворачивание демократических реформ). Двадцатилетний совокупный опыт трех президентов республиканцы и их единомышленники считают достаточным злом для Грузии, доказывающим необходимость перехода к парламентской модели. Однако сегодня эта их идея, похоже, превратилась в западню для всего оппозиционного спектра – власти вроде бы считаются с их видением государственного обустройства Грузии, но при этом в очередной раз переигрывают на внутриполитической арене, оставляя Саакашвили фактическим главой государства и на его постпрезидентский период.
Михаил Саакашвили, комментируя передачу проекта Конституции в парламент, выразил надежду на то, что она будет принята с учетом максимального количества мнений грузинского общества – основной закон должен быть консолидирующим фактором. Одновременно глава государства ответил силам, считающим, что новую Конституцию должен принимать новый парламент с более высоким уровнем легитимности, чем нынешний, избрание которого сопровождалось грубейшими нарушениями, признанными, в частности, многочисленными наблюдателями. «Парламентские выборы пройдут, как запланировано, в 2012 году, а президентские – в 2013», – заявил Саакашвили и для широких масс пояснил: ненормально требовать проведения чемпионата мира по футболу каждые три месяца только потому, что Бразилия его не выиграла, тем более, что противники грузинских властей – совсем не Бразилия, а «команда» гораздо ниже классом.