Феликс Кулов считает, что нужно действовать на упреждение.
Фото Reuters
В Бишкеке начинает работу новый кабинет министров. Техническое правительство, сформированное революционерами, выдворившими из страны Курманбека Бакиева, проработает около трех месяцев. Состав кабинета министров должен смениться после парламентских выборов в октябре этого года.
Без полноценных органов власти страна прожила более трех месяцев – с апреля по июль Киргизией пыталось управлять временное правительство, являющееся, по сути, коалицией бывших оппозиционеров, противников экс-президента. За это время были изданы десятки декретов, среди сомнительных с юридической точки зрения документов – приказы о национализации ряда частных предприятий, расформировании госорганов и т.п.
Особой новизной лиц техническое правительство не блещет – из 21 члена кабинета министров 10 успели отметиться на госслужбе во времена правления Курманбека Бакиева и Аскара Акаева. Первым вице-премьер-министром стал 63-летний Амангельды Муралиев, работавший при первом президенте Киргизии Аскаре Акаеве премьером. Посты вице-премьеров получили Александр Костюк (при Акаеве возглавлял Минсельхоз) и Уктомхан Абдуллаева (вице-премьер при Бакиеве). Интересной особенностью структуры нового правительства является то, что служба нацбезопасности – ГСНБ – в его состав не включена. Кто будет руководить разведчиками и контрразведчиками, официально не сообщено, однако скорее всего киргизский аналог ФСБ будет напрямую подчинен президенту страны. С учетом недолговечности нового правительства можно предположить, что особых успехов от его деятельности ждать не придется. Еще одним любопытным моментом является то, насколько новоиспеченные министры будут независимы от политических партий в принятии решений.
Через три месяца Киргизию ждут парламентские выборы. В борьбе за депутатские кресла сойдутся как сторонники политиков, свергавших Бакиева, так и их оппоненты. И у тех, и у других есть благодатная почва в виде озлобленных людей.
Поведение и первых, и вторых вполне объяснимо – за пять лет руководства Бакиева жители успели испытать на себе ряд весьма неприятных явлений – рост коррупции, тарифов, развал энергетики. При временном же правительстве жители республики воочию убедились во вреде анархии – столкнувшись с рейдерством, беспределом, массовыми убийствами, популистскими заявлениями политиков и т.п. Факт низкой популярности революционеров в народе накануне подтвердил один из тех, кто свергал Бакиева, а затем руководил страной на протяжении трех месяцев – Омурбек Текебаев. По его данным, «рейтинг временного правительства не превышает 20–40%┘ Для сравнения: в 2005 году у тандема Бакиев–Кулов он составлял 50–70%».
Пока в Бишкеке пытаются выстроить вертикаль власти, люди, живущие в отдалении от столицы, пытаются сами решить свои проблемы. По-прежнему не пришел в себя после недавней резни юг республики. В Оше и Джалал-Абаде продолжаются поиски убитых, несколько десятков человек находятся в заложниках у представителей криминала. Постепенно жизнь в разрушенных городах восстанавливается. Уже подсчитан ущерб от июньских событий – по данным МЧС, он составил около 27 млн. долл. Увы, но эта цифра может оказаться не окончательной, по данным ряда источников «НГ», в ближайшее время на юге могут произойти новые вооруженные столкновения. На межнациональную напряженность и жажду мести, до сих пор существующую на юге страны, может наложиться интерес внешних сил. Эксперты отмечают вероятность участия в процессе исламских экстремистов.
На этом фоне свое решение проблемы правительству предложил один из претендентов на власть – экс-премьер-министр страны Феликс Кулов. «На юге страны нужно провести учения сил ОДКБ... для того, чтобы наши потенциальные противники, кто хочет расколоть страну, видели, что мы готовы отразить удар. Подготовка займет месяц, и они должны быть связаны с пребыванием воздушного десанта и антитеррористических сил».
Бишкек