Киргизия готова разместить на своей территории еще одну российскую военную базу. Об этом в четверг заявил исполняющий обязанности министра иностранных дел республики Руслан Казакбаев. Речь о создании еще одного российского объекта в республике шла в прошлом году. После государственного переворота, произошедшего 7 апреля, этот вопрос с повестки дня был снят. Эксперты считают, что Бишкек реанимировал тему, чтобы уравновесить соотношение военных сил на территории республики.
Вчера Руслан Казакбаев заявил, что «вопрос о размещении в Киргизии второй российской военной базы остается актуальным». Правда, при этом он заметил, что «официальных переговоров по этому поводу не проводится».
О том, что российские и киргизские военные ведут вполне конкретные переговоры о возможном появлении в республике второй российской базы, «НГ» сообщила первой – ровно год назад, 9 июля 2009 года, в статье «Сердюков пробивает новую базу в Киргизии». Казалось, что размещение российских военных на неспокойном юге страны будет обоюдовыгодным шагом – Киргизии база могла бы, с одной стороны, помочь отчасти стабилизировать обстановку в регионе, с другой – восстановить отношения с Кремлем, подпорченные после аферы с американской базой «Манас» (известно, что власти республики сначала убеждали Москву, что база США будет эвакуирована, а затем выяснилось, что она все же осталась в республике, сменив вывеску).
Чуть позже – в конце июля, на встрече в Киргизии Дмитрий Медведев и тогдашний президент Киргизии Курманбек Бакиев, уже официально обсудив тему базы РФ, решили, что она должна появиться через два-три месяца. Предполагалось, что «в состав российского воинского контингента будут включены воинское формирование общей численностью до батальона и учебный центр для подготовки кыргызстанских и российских военнослужащих».
Оставалось уладить небольшие формальности. Однако база не появилась. К осени отношения между Киргизией и Россией начали стремительно ухудшаться, политикам стало не до баз. Вернулись к этой теме уже после смены власти в Киргизии, когда вконец рассорившийся с Москвой Бакиев был свергнут народными массами (или толпами мародеров – существуют разные точки зрения на апрельские события).
Июньские события в Оше показали, что сотни раз звучавшие предостережения о возможности возникновения серьезного конфликта на юге Киргизии были абсолютно верны. Сейчас новые киргизские власти ситуацию в Оше под контроль взяли, однако большинство аналитиков считают, что это далеко не конец. Спустя некоторое время юг может вновь полыхнуть. На этом фоне становится сложно ответить, насколько в действительности российская база может способствовать стабилизации ситуации. Для существенного влияния на нее батальона российских солдат явно недостаточно. Неясен и их правовой статус.
Однозначно можно утверждать, что если бы российская база к моменту начала июньской резни в Оше уже функционировала, тысячи беженцев устремились бы именно к ней – в надежде на защиту и помощь. Несомненно и то, что, защищая женщин и детей, военнослужащим пришлось бы применить оружие на поражение. Итоги может просчитать каждый – от уважения и благодарности местных жителей и сотен спасенных жизней до усиления «антиоккупационной» риторики и регулярных провокаций.
Нынешняя попытка киргизских властей вернуться к обсуждению «базовой темы», вероятнее всего, обусловлена не только стремлением хоть как-то обезопасить жителей юга от возможных столкновений. Наиболее вероятным мотивом в данном случае можно считать стремление угодить Москве. Именно от того, выполнит ли в ближайшее время Роза Отунбаева данные Кремлю еще Бакиевым обещания, зависит то, как долго она пробудет в президентском кресле.
Существует еще одна версия нереализованности идеи. Как стало известно «НГ», камнем преткновения в переговорах по созданию новой базы стало место ее дислокации. Бишкек предложил создать военный объект на территории приграничной с Узбекистаном Баткенской области, где уже имеется определенная инфраструктура для этого. Ташкент негативно отреагировал на инициативу. Власти страны сочли, что создание дополнительной базы на территории соседнего государства может привести к активизации экстремистов и обострению межнациональных конфликтов. Москва тогда рассматривала в качестве варианта Ош, где есть инфраструктура, полигон, аэропорт.
Впрочем, на Баткен клиент нашелся. США заявили о намерении разместить там военно-тренировочный центр. В его создание Вашингтон готов был инвестировать около 5,5 млн. долл. В марте 2010 года пресс-служба посольства США в Бишкеке сообщила, что к строительству центра планируется приступить в скором времени, хотя на тот момент никаких документов подписано не было. Апрельские события в Бишкеке спутали планы не только россиян, но и американцев. Реализацию обоих проектов пришлось отложить.
Эксперты не исключают, что с приходом новой власти вопросы создания военных объектов реанимированы. Этот факт косвенно подтверждается заявлением генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, который 1 июля сообщил, что после проведения референдума в Киргизии стало возможным вернуться к вопросу создания объединенной российской военной базы. Впрочем, военный эксперт Александр Храмчихин заметил, что Россия торопится застолбить место: «Хотя вряд ли у России есть реальные силы для того, чтобы это место занять. Главное, показать, что мы это можем. Если силы появятся, мы это место займем».
Бишкек также заинтересован в расширении российского военного присутствия. Поскольку, как сказала «НГ» руководитель Ассоциации НПО и НКО Токтайым Уметалиева, не исключено, что за закрытыми дверями уже достигнуто соглашение о размещении сил США на территории Киргизии. «Предложение, сделанное России, есть не что иное, как возможность достижения баланса военных сил России и США в регионе – Бишкек одновременно делает равнозначное предложение двум державам», – считает Уметалиева.
Также преследуются и другие цели. А именно: в Баткенской области Киргизии наиболее уязвимая граница для проникновения разного рода экстремистов. Временное правительство хотело бы, по мнению эксперта, прикрыть этот отрезок границы союзниками, как щитом.
Бишкек