Мирослав Ниязов – один из тех, в ком население видит «сильную руку».
Фото с сайта elarmany.kg
В Киргизии накануне конституционного референдума, который состоялся вчера, особой симпатией у населения стала пользоваться группа силовиков. Эксперты в связи с этим вносят корректировки в прогнозы на выборы. Одним из таких популярных у населения генералов является Мирослав НИЯЗОВ, ему 58 лет, окончил Высшую школу КГБ, служил в органах государственной безопасности с 1974 по 2001 год, дослужился до поста замминистра национальной безопасности Киргизии. В 2005–2006 годах занимал пост секретаря Совбеза. Он рассказал корреспонденту «НГ» Григорию МИХАЙЛОВУ о ситуации в стране.
– Как вы оцениваете то, что происходит в Киргизии?
– В стране совершенно отсутствует система безопасности. Поэтому в воздухе все время витает некая угроза, а люди испытывают психологический дискомфорт. Причем эта угроза реальна. То, что произошло на юге Киргизии, продемонстрировало, что нечто подобное может произойти в каком-либо другом месте. И это состояние подвешенности, неопределенности создает общественно опасную атмосферу. Временное правительство, к сожалению, не стало гарантом политической стабильности, социальной защиты населения. Наоборот, как мне кажется, оно является главным раздражителем. В этом парадокс и ужас нынешнего положения.
– Насколько серьезна эта угроза, витающая в воздухе?
– Она реальна. Вы видели, что происходило после 7 апреля, и как продолжение – то, что происходило на юге республики. Никто точно не знает, сколько людей погибло. Люди вооружаются, поднимают голову всевозможные националисты, экстремисты, террористы, криминал.
– Сколько, по вашей оценке, оружия находится на руках у населения?
– Вряд ли кто-то может точно сказать, но, думаю, в масштабах республики речь идет о тысячах стволов, незаконно находящихся на руках у населения. Так как государство не может обеспечить безопасность территории, граждан, личности, граждане вооружаются для того, чтобы самим защитить себя.
– Насколько, по вашему мнению, соответствует действительности доклад главы Службы национальной безопасности о причастности к последним событиям радикальных исламских движений?
– Я не знаю, какими они действительно располагают фактами, но та глубина противоречий, которая сложилась в самом временном правительстве, не исключает возможности того, что завтра все это может быть опровергнуто.
– ???
– Они женщину выставили как щит и, спрятавшись за ней, творят всевозможные безобразия, «распиливают» какие-то деньги... То есть сегодня мы можем вести речь о том, что временное правительство фактически утратило доверие народа, так как не смогло стать гарантом безопасности. Существуют два наиглавнейших, взаимозависимых условия, характерных для любого человека: во-первых, его надо накормить, а во-вторых, после того как человек будет накормлен, он нуждается в безопасности. Эти два условия нужно обеспечить.
– В чем выход из сложившейся ситуации?
– Выход я вижу один: провести легитимизацию власти путем мягкого рейтинга, через парламент. То есть необходимо вернуться в исходное положение, к 7 апреля, не распускать парламент, а использовать его как легитимный орган после бегства главы государства. И пройти через мягкий рейтинг. Пусть его пройдут представители временного правительства, руководители партий, движений, претендующих на роль «национального лидера», «спасителя нации». Тому, кто наберет большинство голосов, остальные не должны мешать. Пусть он сам построит вертикаль власти и в течение полугода наведет порядок в стране. Через полгода, если ему удастся привести страну в стабильное состояние, навести порядок, то только тогда можно заводить речь о каких-либо политических реформах. Что же касается нынешнего референдума, то временное правительство считает, что он сможет стать для них спасательным кругом. Это чепуха. Полная чепуха. Потому что если референдум пройдет с массовыми фальсификациями, а без фальсификаций они не смогут его провести, то это приведет к очередному витку напряженности с совершенно непредсказуемыми последствиями.
У нас в стране охлократия, которая уже привела к вооруженному столкновению. И имеет тенденцию привести страну к полноценной гражданской войне.
– Война – это всегда деление по какому-либо признаку...
– Это деление на юг–север. Данная проблема существует. И закрывать глаза на это явление не следует. Также есть защитники действующей власти, довольно радикальные, воинствующие, и есть большинство – противники нынешней власти. Социальная незащищенность людей, нечеткость границ на юге республики, полная деградация органов госуправления – таких очагов напряженности много. Но если они обретут системный характер, это может стать причиной гражданской войны. Кроме того, не следует забывать и про религиозные проблемы – есть «Хизб ут-Тахрир», организация, которая продвигает идеи халифата. Данный момент может привести к тому, что в конфликт могут быть втянуты и другие государства, в частности Узбекистан. И для того чтобы не дать распространиться очагу нестабильности в соседние государства, в Киргизии нужно как можно быстрее наводить порядок.
– Насколько сильно временное правительство в силовом плане?
– Бессильно. Смести нынешнюю власть силой не представляет никакого труда. Сегодня придет одна сила – сметет, завтра другая – сметет. Но это не решение проблем. Такие методы предполагают кровопролитие, а я предлагаю безболезненный, но достаточно эффективный путь, о котором уже упоминал выше.
– После референдума всплывут какие-то фальсификации?
– Знаете, все предшественники нынешней власти занимались фальсификацией. Без этого они ничего не могли сделать. И это прочно осело в умах граждан. Факты фальсификаций вызывают раздражение, а раздражение переходит в гнев. Если это случится, то судьба временщиков будет такой же, как и судьба их предшественников.