Розе Отунбаевой приходится принимать все меры предосторожности.
Фото РИА Новости
Менее недели осталось до запланированного в Киргизии на воскресенье, 27 июня, референдума. Вокруг грядущего плебисцита уже разгорелась жесткая полемика. Члены временного правительства (ВП) утверждают, что его проведение и удачный исход – единственный способ наладить жизнь в республике. Их противники считают иначе: «Какой референдум может быть в стране, где каждый пятый гражданин находится в состоянии шока, а второй по численности город наполовину сожжен?»
«Референдум любой ценой» – похоже, именно такая установка взята на вооружение временным правительством. Люди, пришедшие к власти на волне народных протестов в начале апреля, имеют, по сути, единственную возможность узаконить свое положение, для чего достаточно успешно провести референдум, где будет принята новая версия Конституции и узаконено присутствие Розы Отунбаевой в президентском кресле до очередных президентских выборов. Крайне важно сделать так, чтобы итоги референдума были признаны мировым сообществом.
Пока что власти демонстрируют твердое намерение провести плебисцит в ближайшее воскресенье, причем скорее не благодаря, а вопреки настроению населения. Против ВП играет множество факторов, ведущий из которых – время. Для Розы Отунбаевой, Алмазбека Атамбаева, Омурбека Текебаева и прочих экс-оппозиционеров крайне важно легитимизироваться в ближайшие недели. Причина проста – с каждым днем их позиции слабеют. Если до событий в Оше и Джалал-Абаде упреки в адрес временного правительства звучали вяло и заглушались противниками прежних властей, то ошская резня фактически стала началом конца временного правительства. Новые власти, имея информацию о готовящихся столкновениях, не смогли их предотвратить. Не отвергая возможности участия провокаторов, основной груз ответственности за произошедшее в любом случае лежит именно на людях, взявших власть в апреле этого года. Так считают рядовые киргизы. Помимо тысяч убитых и раненых критики временного правительства могут вспомнить разворованную на 70–80% гуманитарную помощь, крайне слабые действия силовых структур, экономическое рейдерство, назначение на государственные посты друзей и родственников, а также развязанную в эти два месяца в стране охоту на ведьм. Отдельной строкой в списке претензий можно указать атмосферу непредсказуемости и страха, распространившуюся в среде местных предпринимателей, а также популизм и неадекватность ряда революционных деятелей, ныне оказавшихся у власти.
Ошские события показали всю слабость и порой беспомощность правительства, неумение выстраивать диалог с заинтересованными сторонами и действовать стратегически, а не жить интересами одного-двух дней. Пожалуй, так сильно население страны в своем руководстве еще не разочаровывалось. Вчера информационные агентства сообщили о «зачистке» силовиками села Нариман неподалеку от Оша. В результате – двое убитых, десятки раненых. Пострадавшие – узбеки.
Глядя на происходящие в республике события, возникает ряд вопросов по поводу новой редакции Конституции. Один из них – насколько дееспособным и адекватным станет парламент в случае, если референдум пройдет успешно и Киргизия станет парламентской республикой? Не получится ли из Жогорку Кенеша (парламента) подобия украинской Верховной Рады времен противостояния Ющенко и Тимошенко со всеми атрибутами – мордобоем, вечными склоками и интригами?
Весьма сомнительной является возможность созвать на референдум значительное количество населения.
Ош вновь несет потери, но теперь по вине спецназа. Фото Reuters |
На фоне тотального разочарования, а в некоторых местах и разрухи, граждане скорее проигнорируют политические забавы власть имущих. Накрутить результаты референдума можно, технология отработана еще при Аскаре Акаеве и усовершенствована при Курманбеке Бакиеве, однако сейчас ситуация иная – за процессом голосования и подсчетом результатов будут следить слишком много критично настроенных наблюдателей. Как заметил «НГ» экс-секретарь Совбеза Мирослав Ниязов, в случае фальсификаций народное возмущение будет столь велико, что временное правительство может и не удержаться.
Сейчас в Киргизии можно выделить несколько влиятельных фигур, которые в перспективе могут претендовать на пост президента страны. Это Омурбек Текебаев – опытный политик, лидер самой сильной партии, умело действующий даже сейчас. Этот политик сумел более чем за два месяца работы ВП не попасть ни в один скандал и сохранить репутацию насколько возможно чистой.
Алмазбек Атамбаев – лидер Социал-демократов, соратник Розы Отунбаевой, уже претендовал на президентское кресло в 2009 году. За последние месяцы подрастерял поддержку в обществе за счет популистских заявлений, однако еще может попытаться наверстать упущенное.
Феликс Кулов, Мирослав Ниязов, Омурбек Суваналиев – группа силовиков, имеющих опыт как политической, так и силовой борьбы. Именно они, а также некоторые другие граждане с погонами пользуются определенной поддержкой у силовиков и населения страны. Как заметил «НГ» директор аналитического центра «Игла» Дмитрий Орлов, «за последние недели, участвуя в миротворческих акциях на юге страны, эти люди значительно увеличили свою популярность». Отдельный плюс к имиджу генералов – адекватность их последних заявлений и их деятельность.
Не исключен и вариант привлечения под свои флаги так называемых «бакиевских политиков». К примеру, разумным шагом было бы участие на чьей-то стороне по-прежнему уважаемого в столице экс-мэра Наримана Тюлеева. Тем более что в последнее время люди убедились, что «бакиевские» – это еще не самое страшное, что может быть.
Возврат семейства Бакиевых к власти крайне маловероятен. Это невыгодно как большинству местных игроков, так и почти всем (кроме Александра Лукашенко) зарубежным. Скорее люди, желающие заполучить власть в стране, будут вынуждены учитывать интересы до сих пор влиятельной группы поддержки экс-президента. Без диалога с ними не обойтись.
На слуху еще вариант внешнего управляющего, но он маловероятен. Если внешние силы – Россия, США, Казахстан и Узбекистан, ЕС, ООН – решат установить режим внешнего управления, это будет сделано через какого-то из нынешних политиков. Официально «варяга» никто в Киргизию привозить не будет.
Между тем пока политические противники «бодаются» на политической арене, положение в стране уверенно ухудшается. Экономике, переживавшей далеко не лучшие времена после апрельских событий, ошские беспорядки нанесли очень серьезный удар. В неудовлетворительном состоянии находятся силовые структуры, система госуправления дышит на ладан. В случае если порядок и стабильность не придут в страну в ближайшие пару месяцев, ее может не стать.
Бишкек