Александр Лукашенко обиделся на российского президента.
Фото Reuters
С сегодняшнего дня «Газпром» намерен на 85% сократить поставки газа в Белоруссию. Делегация из Минска срочно летит в Москву. Белорусские эксперты уверены, что Кремль задействует газовые аргументы накануне предстоящих в Белоруссии выборов президента с тем, чтобы сделать сговорчивее Александра Лукашенко. Тем более что и Европа намерена предъявить белорусскому президенту условия, при которых может признать итоги выборов.
О том, что Европа не очень верит, что предстоящие выборы пройдут по демократическим стандартам, было известно и раньше. Об этом Брюссель неоднократно предупреждали представители оппозиционных белорусских партий. Но вчера стало известно, что 8–9 июля Минск посетит еврокомиссар Еврокомиссии по политике соседства и вопросам расширения ЕС Штефан Фюле.
Он заявил членам Европейского парламента, что расскажет официальным лицам в Минске об условиях, при которых ЕС признает результаты президентских выборов, о перспективах соглашения Белоруссии и ЕС об упрощении визового режима и сотрудничества страны с Европейским инвестиционным банком. Фюле не уточнил, какие именно условия он имеет в виду. Но его заявление стало поводом для предположений о том, что ЕС не останется в стороне от происходящих в Белоруссии событий. «Европа, как и Москва, хочет ослабления режима Лукашенко», – заметил «НГ» один из представителей белорусской оппозиции. И будет добиваться, чтобы оппозиция на равных с властью участвовала в избирательном процессе.
Официально сообщалось, что выборы пройдут не позже 6 февраля 2011 года, однако в Минске упорно циркулируют слухи о том, что это может случиться гораздо раньше – уже осенью. Во всяком случае, Лукашенко уже начал заигрывать с электоратом – зарплата бюджетникам повышена в среднем на 13%, к концу года обещано повышение средней зарплаты почти на 200 долл. В этой ситуации белорусскому лидеру, конечно, невыгодно ухудшение экономической ситуации. «Острая стадия конфликта невыгодна Лукашенко, так как люди обеспокоены и даже могут побежать снимать свои денежные вклады», – заявил «НГ» по этому поводу белорусский политолог Валерий Карбалевич. В то же время полный консенсус в отношениях с Россией белорусскому лидеру также ни к чему, так как сиюминутного улучшения экономики это все равно не даст, а при отсутствии внешнего врага списать проблемы будет тоже не на кого. «Поддержание напряженных отношений может сослужить хорошую службу накануне выборов, потому что Лукашенко нужен внешний враг», – считает Валерий Карбалевич. Он напомнил, что раньше это был Запад, но пока отношения с Европой развиваются благоприятно. Напряжение в отношениях с Россией позволит Лукашенко идти на выборы с идеей «сплочения народа вокруг лидера нации», считает эксперт. Этому способствует и газовый конфликт с Москвой.
Сокращение поставок, о котором предупредил «Газпром», может не состояться, если Белоруссия поторопится и заплатит долг за уже поставленный газ. Высказывания официального Минска дают основания полагать, что долг может быть оплачен. «Если мы согласимся с тем, что это долг и России очень тяжело оставить прошлую цену, то мы будем платить, найдем деньги», – заявил президент Белоруссии.
Напомним, что очередной газовый российско-белорусский конфликт основан на том, что Белоруссия не признает наличия долга. Как уже писала «НГ», «Газпром» называет сумму долга в размере 192 млн. долл., который образовался из-за того, что Белоруссия платит по цене прошлого года. В Минске же намекают на какие-то устные договоренности и говорят «об особых» отношениях двух стран: «Для России Беларусь и другие государства – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Беларусь для России – совершенно иная ценность», – заявлял Лукашенко. Исходя из этого, по его мнению, никакого долга у Белоруссии нет. «Если исходить из точки зрения России, то это долг. Если исходить из того, что я сказал, – никакого долга нет», – считает белорусский лидер.
В пятницу в эфире местного телевидения первый заместитель министра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец продолжил линию президента и заявил, что если формулировать взаимные претензии, следуя логике России, то за восточной соседкой также числится долг аналогичного размера – за транзит газа. Из слов чиновника следовало, что претензии по долгам за транзит Белоруссия выставит, как только Россия воплотит в жизнь свою угрозу об ограничении поставок газа. Накануне выходных представители белорусской стороны утверждали, что пока рассчитывают на положительный итог переговоров. «Мы ведем сейчас переговоры. Я думаю, договоримся», – делился с журналистами своими чаяниями белорусский президент.
Лукашенко не говорил о газовом споре как об инструменте политического давления на Белоруссию, не желающую поддержать российский геополитический проект «Таможенный союз», о чем накануне заявляли тайные источники в профильных ведомствах Белоруссии. В то же время на предвзятое отношение России к Белоруссии намекал. «Пошло понижение цен на природный газ. Почему же нам решили поднять на 30% цену?» – высказался он по поводу российского газового договора с Украиной и обещания снизить цену голубого топлива для Венгрии.
Белорусский президент высказал обиду в адрес российского коллеги, который, по его словам, проникся экономическими трудностями ближайшей соседки, обещал подумать и перезвонить в течение двух-трех дней. «Ну вот, по телевидению «позвонил» – вы это слышали», – резюмировал Лукашенко.
Напомним, что в то время, когда Лукашенко делал свои заявления, тему газового долга представители России и Белоруссии также обсуждали в Петербурге. Из заявлений участников переговоров для прессы следовало, что договориться не удалось. На вопрос журналистов, чем закончились переговоры, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер ответил лаконично: «Ничем». Никаких планов относительно продолжения переговоров в выходные дни, по его словам, также не было. В это же время вице-премьер российского правительства Игорь Сечин заявил, что тему газового долга союзницы будут обсуждать в суде.
Минск