Во вторник стало известно о решении президента США Барака Обамы продлить санкции в отношении официального Минска. На следующий день МИД Белоруссии выступил с острым ответным заявлением, в котором обвинил Вашингтон в «отсутствии политической воли в решении проблем в двусторонних отношениях». Таким образом, стало ясно, что до нормализации американо-белорусских отношений все еще далеко.
«Если говорить о санкциях в отношении ряда государственных чиновников, то после длительного периода существования этих санкций для всех очевидны их надуманность и оторванность от реальной жизни», – говорится в заявлении МИД Белоруссии. По мнению внешнеполитического ведомства, санкции «бесполезные и конфронтационные», а их продление свидетельствует «об отсутствии у США политической готовности и воли к развитию взаимодействия в интересах мира и сотрудничества». Из сказанного следует, что в ближайшей перспективе говорить о налаживании белорусско-американского диалога не стоит. По словам пресс-секретаря МИД Белоруссии Андрея Савиных, «отмена всех видов санкций является принципиальным условием для начала такого диалога».
Как сообщалось, пресс-служба Белого дома распространила заявление о том, что введенные в отношении белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко в 2006 году санкции будут действовать еще год. Тогда основанием для введения санкций стало то, что они «подрывают основы демократии, нарушают права человека и замешаны в коррупции». Их продление означает, что ситуация с демократией и правами человека в Белоруссии не изменилась. «Несмотря на освобождение в конце 2008 года политических заключенных, признанных таковыми международным сообществом, а также на наши постоянные усилия, направленные на проведение в Беларуси дальнейших реформ, связанных с демократией, соблюдением прав человека и верховенством закона, в этой стране остаются серьезные проблемы», – отмечается в сообщении Белого дома. Напомним, суть санкций в том, что всякая собственность белорусских чиновников, угодивших в черный список США, подлежит аресту на американской территории.
Позиция США нарушает благостную картину внешнеэкономических успехов Белоруссии. Предыдущий президент США Джордж Буш и его администрация не отличались теплыми чувствами по отношению к «последней диктатуре Европы», как в свое время назвала страну госсекретарь Кондолиза Райс. Отсутствие серьезных экономических интересов, территориальная удаленность способствовали тому, что администрация Буша не сочла необходимым поддержать политику ЕС, который в отношениях с Белоруссией два года назад переориентировался с кнута на пряник. Напомним, что смене европейской политики способствовали российско-белорусские энергетические конфликты. Напуганная регулярными угрозами перекрывания газового вентиля Европа решила втянуть Белоруссию в зону своего влияния.
Официальный Минск возлагал серьезные надежды на смену власти в США. «Я склонен полагать, что у президента Обамы взгляд на мир более адекватен и демократичен, не обременен пережитками холодной войны и агрессивными идеологическими подходами к решению международных вопросов», – высказывался по этому поводу Александр Лукашенко еще весной этого года. Основанием для таких надежд было молчание новой администрации на белорусскую тему. В Минск на встречу с Лукашенко даже приехали несколько американских делегаций политиков и бизнесменов. «С нынешней администрацией мы уже начали осторожный разговор и готовы протянуть руку дружбы американским партнерам», – признавался президент Белоруссии во время встречи с представителями американского бизнеса. «По моему мнению, не к лицу такому государству, как США, прибегать к откровенному экономическому шантажу еще только формирующегося суверенного государства», – отправлял Лукашенко месседж Бараку Обаме. Вероятно, до президента США он так и не дошел.
Минск